В истории культурного освоения Сибири есть одна знаменательная дата - 8 мая 1705 года. К этому дню относится первое упоминание в "Летописи Сибирской" ямщика Ивана Черепанова о первых сценических представлениях, театральных действиях в г. Тобольске, хотя начались они, несомненно, раньше.
Тобольский театр прошел длительный и трудный путь от семинаристского (церковного) до сегодняшнего зрелого профессионального драматического театра.
Митрополит Сибирский и Тобольский Филофеей ЛещинскийПо материалам тобольского архива установлено, что театр в Сибири существует со времен Петра I, и начало ему положено в главном сибирском городе Тобольске Митрополитом Сибирским и Тобольским Филофеем Лещинским и его учениками архиерейской школы.
В рукописной "Сибирской летописи" от 1727 года, которая хранится в библиотеке Тобольской семинарии, сказано: "Филофей был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, и, когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыка, в соборные колокола на сбор благовест производил, а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами к взвозу, куда народ собирался.
Спектакли ставились на библейские темы. Пьесы писали преимущественно лица духовные и монашествующие. Представлялись пьесы с целью назидания зрителей, чтобы сценическими представлениями библейских событий сильнее воздействовать на сердца и на чувства современников. Несомненно, и митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии и игрища комедианские", по выражению летописца, не по одной только привычке к ним в Киеве и не для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания последних, для приучения учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей.
Репертуар спектаклей не известен. Первой из сыгранных при Филофее пьес, скорее всего, могли быть "Ревность православия" или "Царство мира".
Аллегорические школьные пьесы "Царство мира", "Торжество мира", "Ревность православия" посвящены прославлению побед, одержанных Петром I в Северной войне со Швецией в 1702 - 1709 гг
Посеянное митрополитом Филофеем не заглохло, не угасло в Тобольске и после него. При его преемнике, воспитаннике Киевской академии, митрополите Антонии Стаховском, с его дозволения, ученики и учителя Тобольской архиерейской (тогда уже Славяно-латинской) школы в Святки представляли пьесы духовного содержания, причем получали за то вознаграждение. Собранные деньги за представления шли частью на содержание учившихся, частью на жалование учителям.
В 1743 году митрополитом Антонием Нарожницким была учреждена в г. Тобольске семинария вместо славяно-латинской школы. Семинаристы, среди которых всегда бывали музыканты, играющие на скрипке, гитаре, гуслях, кларнете, продолжали давать театральные представления.
Любовь к театральным представлениям от семинаристов перешла впоследствии и в другие слои Тобольского общества.
К сороковым годам XVIII века на смену религиозному репертуару приходит светский. С 1744 года в Тобольске ставились пьесы не духовного содержания: "Калиф на час", "Царь Максимилиан", "Фомка" и др. Спектакли вызывали у тоболяков большой интерес и пользовались популярностью, собирая массу зрителей.
Из-за частых пожаров в деревянном Тобольске архив не сохранил документов, подтверждающих точную дату рождения городского профессионального театра, тем не менее, можно говорить о первой половине 60-х годов XVIII века.
Омский государственный архив сохранил сведения о том, что инженерный капитан Иван Андреев, родственник купца Корнильева, некоторое время живший в Тобольске, в зиму 1764 - 1765 годов организовал в Омске оперный дом для игры комедий по примеру Тобольского.
По причине пожаров и здание театра в Тобольске строилось несколько раз. Так, К. Голодников в своем историческом труде "Город Тобольск и его окрестности" пишет: "В 1770 году сосланные в Тобольск пленные конфедераты устроили здесь снова театр. Бывший тогда Сибирским губернатором Д.И. Чичерин, горячо сочувствуя этому делу, бывал на каждом представлении со своей дочерью и платил каждый раз за вход свои 150 рублей ассигнациями". В 1788 году по сообщению Духовного ведомства были истреблены пожаром следующие здания и имущества: "винный подвал, пороховой подвал, питейных домов - 23, богаделен - 24 и оперный дом".
Театр этот (оперный дом) располагался на месте, где сегодня в г. Тобольске стоит памятник Ермаку. Позднее деревянное здание Тобольского театра было постоено в 1789 году на нижнем посаде по разделению города, в третьей части, в Богоявленском приходе (здесь сейчас находится польский костел). Внутри театр имел ложи, партер, галерею и находился в ведении Приказа Общественного призрения. Управляющим театра был директор Тобольской народной школы Иосиф Ишимов.
20 декабря 1799 года актеры заключили договор с директором Тобольского театра сроком на один год.
Труппа состояла из 16 актеров, имелся оркестр из 9 человек.
Пьесы для репертуара покупались у купцов. Так, у тобольского купца Варламова были куплены пьесы "Две турецкие вдовы", "Счастливая мещанка", "Игра любви и случая" и др.
27 марта 1802 года И. Ишимов просит освободить его от должности управляющего Тобольским театром, в свою очередь артисты Алексей Ушаков и Алексей Возницын подают прошение в Тобольский Приказ Общественного призрения о своем желании взять театр на собственное содержание, на что и получили положительный ответ.
Важное место в культурной жизни города в 90-х годах XVIII века принадлежало театру. Интеллигенция города, люди передовых идей принимали активное участие в его жизни. Великий русский писатель-революционер А.Н. Радищев, остановившийся в Тобольске по пути в ссылку в Илимский острог в 1790 - 1791 годах, слушал в Тобольском театре оперу А. Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и трус". Из писем Радищева известно, что он был изумлен умелой и правдивой игрой актеров
Александр Васильевич Алябьев Александр Васильевич Алябьев (отец композитора А.А. Алябьева). Этот просвещенный человек содействовал расцвету издательского, музыкального и театрального дела города. А.В. Алябьев сыграл главную роль в создании в Тобольске первого профессионального театра в Сибири, "заведенного от приказа общественного призрения", и покровительствовал его труппе, предоставив возможность давать представления в своей резиденции на Богоявленской улице, пока в 1794 г. не было построено специальное театральное здание. В губернаторском доме проходили и вечера музыкального общества, душой которого был А.В.Алябьев.
Благородное меценатсво правителя распространялось и на Тобольское главное народное училище, на содержание которого он жертвовал собственные средства.
Тобольский губернатор оказался великодушным к сосланному в Сибирь и задержавшемуся в Тобольске на семь месяцев по дороге в Илимский острог А.Н.Радищеву.
В 1796 г. А.В.Алябьев был переведен губернатором в Кавказскую губернию. В 1798 г. Александр Васильевич был произведен в действительные тайные советники и назначен сенатором. По его инициативе был построен Ижевский оружейный завод. "За приращение казне дохода" высочайше повелено было производить Алябьеву от Монетного департамента по 1000 руб. в год и 300 руб. столовых в месяц пожизненно. Умер Александр Васильевич в 1822 году.

[   1   2   3   ]


Hosted by uCoz