[   1   2   3   ]

Александр Александрович Алябьев Большой вклад в развитие театрального искусства России внес сын Тобольского наместника Александр Александрович Алябьев - известный композитор и автор романса "Соловей". А.А. Алябьев был сослан царским правительством на свою родину в 1828 году. Он организовал в Тобольске большой оркестр, устраивал концерты, музыкально-театральные представления, которые пользовались таким огромным успехом, что о них писали не только местные газеты, но и столичные Петербургские газеты и журналы.
В 20 - 30 годы XIX века в Тобольске образовалась группа молодых поэтов: Черкасов И.Л., Ветер И.Н., Мильнеев Е.Л., Чижов П. Душой этого поэтического кружка был композитор А.А. Алябьев. Их стихи читались со сцены театра, где ставились спектакли: "Гонимые" Хераскова, "Хвастун" Княжнина, "Мещанин во дворянстве" Мольера, "Лжец" Гольдони, "Солдатское счастье" Лессинга и другие.
Имеются свидетельства, что в этот период ссылались в Тобольск и актеры. Бывали случаи, что некоторых "со строгим режимом" выводили сыграть спектакли, затем снова, надев кандалы, уводили в тюрьму.
В связи с событиями 1825 года (восстание декабристов) в Тобольск прибыли декабристы П. Сумароков, А. Пестель, Н. Сумарокова, М. Фонвизин. Позднее прибыли бывшие члены литературного общества "Зеленая лампа" В. Кюхельбекер, А. Аненков, Г. Батеньков, А. Муравьев, А. Свистунов. Все они отводили театру большую роль в деле воспитания масс, вопрос о роли и назначении театра и актерского мастерства разрабатывался декабристами в литературных обществах еще до ссылок.
Дома декабристов становились центром культурной жизни, где проводились литературные вечера, диспуты о роли театрального искусства в общественной жизни. Декабрист А. Свистунов, будучи музыкально образованным человеком, принимал деятельное участие, как в музыкальных, так и в театральных вечерах. Трудился над своими сценическими произведениями Г. Батеньков, неутомимо работая и над переводами В. Шекспира.
На тобольской сцене в те годы была поставлена пьеса "Гарибальди" в переводе В. Кюхельбеккера. Репертуар театра принимает демократическое направление.
Петр Павлович ЕршовВ 1836 году замечательным сказочником П.П.Ершовым, чье имя носит сегодня Тобольский драматический театр, был поставлен спектакль по пьесе М. Фонвизина "Недоросль". Поэт-тоболяк Ершов Петр Павлович был большим другом дома Фонвизиных. Единомыслие писателя П. Ершова с декабристами оказало огромное влияние на развитие Тобольского театра. В течение нескольких сезонов в театре шла и возобновлялась пьеса П. Ершова "Суворов и станционный смотритель", посвященная великому русскому полководцу.
Демократическое направление в театральном искусстве побеждало, несмотря на самодержавную политику, поощрявшую пустые, мещанские пьесы. На сцену настойчиво проникают пьесы русских и зарубежных классиков. Декабристы помогали составлять репертуар, который воспитывал истинных патриотов, ненавидящих тиранию. В актерском искусстве декабристы поддерживали зарождающиеся реалистические традиции, ратовали за создание русской школы актерского мастерства.
Приобщенная к театру местная интеллигенция продолжала театральные начинания в 60-е и 70-е годы. В это время в театре идут пьесы В. Кюхельбекера "Иван - купецкий сын", "Аргавитяне", где обнажается жестокая и слепая жажда наживы, губительная власть денег.
В 1885 году в Тобольске создается Драматическое общество из числа передовой интеллигенции города, имевшее свой Устав, предполагавший подбирать репертуар русских и иностранных авторов, способствовать через посредство сценических представлений развитию эстетического вкуса и сценических сил.
Еще в 1892 году в Драматическом обществе возникла мысль об устройстве народных спектаклей, но главным препятствием служило отсутствие подходящего помещения и, отчасти, недостаток личных сил самого общества. Поэтому народные спектакли были заменены дешевыми общедоступными спектаклями, дававшимися на масляной или пасхальной неделях. Передовая интеллигенция все настойчивее поднимала вопрос о строительстве здания народного театра.
Городская управа категорически протестовала против демократического направления театра, здание драматического театра было отдано под здание так называемого Оперного дома, где представлялись низкопробные музыкальные водевили и граничащие с пошлостью куплеты.
Здание старого Драмтеатра, ныне утраченного В противовес действиям управы, передовая интеллигенция Тобольска с боем отстояла дальнейшую жизнь своего любимого театра, имеющего немалый возраст, опыт, традиции. По их инициативе тоболяки за три года собрали средства на постройку нового театра. Люди несли последние крохи, чтобы их театр продолжал жить. Сбор денежных средств начался с 1896 года. Было собрано 14979,03 рубля на строительство здания театра. Проект здания и смету безвозмездно составил губернский инженер Ф.Д. Маркелов. Он вел наблюдение и за строительством театра.
В 1899 году по городу были расклеены небольшие афишки: "В среду, 8 сентября в час дня имеет быть совершен в народной аудитории молебен по случаю ее открытия, о чем извещаются ревнители народного просвещения".
Открытие театра-дворца состоялось. В сохранившемся отзыве говорится: "Не смотря на еще не совсем законченность внутренних работ здания, где лишь в зрительном зале пока окрашены стены и потолок, а в боковых комнатах (фойе) еще голые были бревна, и на этих бревенчатых стенах развешаны картины, пожертвованные в аудиторию, и портреты писателей, зрители были довольны и горячо принимали спектакль А.Н. Островского "Свои люди - сочтемся" с хорошим актерским исполнением" (Тобольские губернские ведомости, 1899 год).
Тобольский театр получил новое название - Народная аудитория.
К 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина ссыльным украинским поэтом П.А. Грабовским был написан сценарий проведения пушкинского вечера в театре. Газета "Сибирский листок" отмечала, что аудитория была набита зрителями, все отрывки вечера прошли с большим успехом, вызывая шумные и дружные овации у присутствующих в зале.
В годы революционного подъема 1905 - 1907 годов в репертуаре театра шли пьесы, утверждающие право простого человека на счастье, на лучшую жизнь: "Трудовой хлеб" А. Островского, "Тяжба" Н. Гоголя, "Дядя Ваня" А. Чехова, "Король Лир" В. Шекспира, "Потонувший колокол" Г. Гауптмана.
1917 год. Революция. Все театры на территории Советской республики с 1919 года национализированы, стали государственными.
Новая жизнь, новый зритель, желающий видеть на сцене отображение жизни в борьбе за светлое будущее.
После революции вместо "Народной аудитории" театру вернули название, данное декабристами в 1840 году - "Народный дом".
Репертуар театра наполняется пьесами о героическом подвиге красногвардейцев, матросов, партизан гражданской войны: "Мятеж" Фурманова, "Чапаев", "Любовь Яровая" Тренева, "Броненосец 1469" Иванова, "Разлом" Лавренева. Эти спектакли были праздником для рабочего зрителя.
В спектаклях ведущие роли исполняли артисты: Вепринский, Сташайтес, Семьянов, Жемчужникова, Малиновская, Анжеллова, Егоров, Хахалин, Вольский.
С 1 января 1934 года организовался театр рабочей молодежи (ТРАМ). Театр перешел в управление зрелищных предприятий.
В этот период идут спектакли: "Горе от ума" Грибоедова, "Мещане" Горького. Завоевал симпатии зрителей спектакль "Женитьба Белугина" А. Островского в постановке режиссера И.П. Милославского.
Накануне Великой Отечественной войны Тобольский театр являлся одним из лучших драматических театров Российской Федерации.
В первые дни войны из Тобольского театра ушли на фронт 38 человек во главе с директором и художественным руководителем. Шестеро из них уходили добровольцами: директор театра Д.А. Черемных, художественный руководитель А.П. Рывкин, ведущие актеры Ф.И. Байкалов-Стуков, А.В. Рудаков, Г.Д. Евсеев.
Вся работа легла на плечи восьми актеров. Это актрисы М.Л. Дьяконова, В.М. Кухтерина, К.М. Кухтерина, Л.М. Роганова, П.П. Строганов, Г.У. Сухачевский, Ю.В. Топорнина, М.П. Строганова. Двумя концертными бригадами стали работать по селам Тобольского района.
5 ноября 1941 года в Тобольск прибыл в полном составе государственный украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой под руководством народного артиста Украинской ССР Бориса Романицкого.
Уже 6 ноября на тобольской сцене ими была показана музыкальная драма М. Крапивницкого "Дай сердцу волю - заведет в неволю". 8 ноября - спектакль по пьесе Квитко-Основьяненко "Шел солдат с фронта".
За 22 месяца пребывания в Тобольске театром М. Заньковецкой было поставлено 542 спектакля, обслужили ими 256 тысяч зрителей. После отъезда Украинского театра на свою освобожденную от фашистов землю в Тобольском театре осталось шесть актеров.
Ставились сатирические скетчи, злободневные одноактные пьесы, свежие остросюжетные рассказы из фронтовой жизни. По бездорожью, на лошадях, а то и пешком, добирались до населенных пунктов, давая в день по 5-6 концертов. Смертельно уставшие возвращались домой. Везде их ждали как живых вестников о событиях на фронтах.
Конец 1944 года. Труппа театра стала пополняться. Вернулись с фронта Ю.С. Адамов-Иванов, Д. Павловский, руководившие концертными бригадами. Со слезами и радостью встречали израненных, но живых артистов В.М. Абросимова, А.В. Рудакова, В.Г. Овсянникова, И.Ф. Семьянова, М.А. Смирнова, В.А. Кислицына, Б.И. Коврижных, художника П.И. Малюгина, машиниста сцены П.Н. Бакланова.
В репертуаре театра появились такие пьесы, как "Раскинулось море широко" В. Вишневского, "Весна в Москве" Гусева, пьесы русской и западной классики: "Варвары" М. Горького, "Волки и овцы" А. Островского, "Коварство и любовь" В. Шиллера и другие.
Долгожданный день Победы 9 мая 1945 года был встречен спектаклем К. Симонова "Так и будет". Творческий коллектив театра под руководством художественного руководителя Строганова Петра Иосифовича выстоял.
Закончилась тяжелая кровопролитная война, народ переходил к мирному строительству. Наступил новый этап в истории Тобольского театра.

[   1   2   3   ]


Hosted by uCoz