Петр Павлович Ершов Петр Павлович Ершов (1815 - 1869) родился в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Отец П.П.Ершова - мелкий чиновник, мать - из тобольского купеческого рода. Учился Ершов в Березовском и Тобольском уездных училищах и в губернской гимназии. В 1825 - 1830г.г. жил в Тобольске у родственников. Большое влияние на будущего поэта оказало знакомство с А.А.Алябьевым, П.А.Слепцовым, семьей Менделеевых.
В связи с переводом отца в столицу в 1830 г. переехал в Петербург и в начале будущего года поступил на философско-юридический факультет университета. Весной 1834 г. профессор русской словесности П.А.Плетнев выступил с первым публичным чтением стихотворной сказки Ершова-студента "Конек-горбунок". В том же году она была издана в Петербурге.
Обучаясь и живя в Петербурге, Петр Ершов пробует свои силы в создании небольших пьес, водевилей, либретто опер, знакомится с драматургами. В 1835 г. в альманахе "Осенний вечер" была напечатана его драматическая сцена "Фома-кузнец". П.П.Ершов испробовал многие жанры литературы, однако успеха достиг только в тех произведениях, в том числе и драматических, в которых следовал традициям" "Конька-горбунка", оставался верен таланту сказочника, "повествователя" и стихии народной поэзии. Из пьес, кроме "Фомы-кузнеца", это "Суворов и станционный смотритель", "Кузнец Базим, или изворотливость бедняка", песни из либретто волшебной оперы "Страшный меч" и другие. Закончив университет в 1836 году Ершов возвращается в Тобольск и приступает к службе на ниве народного просвещения, пройдя путь от учителя до директора гимназии и училищ губернии. Петр Павлович не оставляет свое увлечение поэзией, драматургией и театром.
При поддержке жены генерал-губернатора Надежды Дмитриевны Горчаковой, умной и образованной женщины, ему удалось создать в гимназии театр. Вместе со своим приятелем декабристом Н.А.Чижовым Ершов пишет для этого театра веселые водевили, ссыльный поляк Волицкий сопровождает их музыкой, а также занимается гримом и костюмами. Декорации готовит Дормидонт Циммерман , который играл на сцене еще при губернаторе Алябьеве.
Спектакли устраивались обычно в праздники и всякий раз в актовом зале сооружались сценические подмостки, которые после представления разбирали. Когда спектакли стали частыми, надобность разборки сцены отпала. Ершов сам выбирал исполнителей, распределял роли, проводил репетиции, составлял репертуар. Благодаря умелому руководству П.П.Ершова гимназический театр обрел большую популярность и стал фактически городским. С гордостью Петр Павлович сообщал в Петербург уже в начале 1838 года: "Театр наш вел славно, говоря и не о Тобольске. Обширная сцена, хорошие декорации, отличное (восковое) освещение, увертюры из лучших опер в антрактах, разыгрываемые полным оркестром, и, наконец славные костюмы - все это делало спектакль хоть куда! Всего было три представления (по пяти пьес в одном действии каждая): первое только для учителей гимназии, а два последних - для всей публики; из них на одном было до 400 человек, а на другом - столько, что едва помещала зала".
Гимназический театр показал несколько оригинальных, переводных и переделанных пьес и, конечно, фонвизинского "Недоросля".
В 1839 г. Горчаковы, покровительствующие Ершову, уехали в Омск к месту новой резиденции генерал-губернатора. На театральные начинания Ершова усилились нападки директора гимназии Е.М.Кочурина. Однако на святках 1840 г. Петру Павловичу удалось поставить своего "Суворого", трехактную комедию М.Н.Загоскина "Добрый малый" и два водевиля. На этом и заканчивается существование гимназического театра в Тобольске.
Но продолжалась писательская работа автора "Конька-горбунка". Еще в 1837 г. Ершов написал большую поэму "Сузге", навеянную историческим прошлым Прииртышья, которая была напечатана в журнале "Современник", хранившим пушкинские традиции. Сочувственно встретил ее и В.Г.Белинский, в свое время не оценивший "Конька-горбунка.



Hosted by uCoz