|
СИБИРСКАЯ ПАНОРАМА
от 10 марта 2005г
Дмитрий Карасиер
|
Уважаемые читатели "СП", Граждане сво-бодного Тобольска! Чаще ходите в драматический театр. Хороший спектакль способен не голько развлечь и пробудить в вас чувства добрые... Например, я под впечатлением премьерного "Конька-Горбунка" внезапно "заговорил"... рифмованными строками. Артисты тобольские, художник тюменской драмы, режиссер - московит и, конечно, Петр Палыч сподобили... Итак, несколько рифм на тему 'Возвращение Конька-Горбунка":
За горами, за лесами,
За широкими моря... |
Откладывая в сторону книгу, опоминаюсь...
Что я, старый хрыч, морожу,
честну публику тревожу,
Мы же здесь не в загранице,
не в Париже, али Ницце,
Мы в Тобольском городке,
где все помнят о Коньке!
Эту сказку всякий знает,
что к чему там понимает,
Но сегодня мы опять станем
Ваню вспоминать,
Как наш Ванька жил-тужил,
как с Коньком Иван дружил,
Как от прихотей царя
мог башку сложить зазря...
|
Да... Не Ершов, конечно... Далеко "не"... Ну, не осенил Господь талантом... далее "в прозе".
Петр Павлович Ершов является частью исторического достояния Тобольска. Когда мы рассказываем "гостям города" о знаменитых земляках, то в числе первых называем его имя... Правда, дом не сохранили и памятник проворонили", но это все вполне соответствует духу героев ЕГО СКАЗКИ... Итак, мы
несказанно гордимся Ершовым, ведь и сам Пушкин... о-го-го... восхищался... Да что "восхищался" - просто... завидовал арап нашему Петру Палычу... Не стану, говорил, сказки более складывать, оставлю на фиг этот род занятий... Вот он каков, Палыч-то наш... Примерно так думаем мы, а сказки-то... НЕ ЗНАЕМ. Нет, конечно, помним про то, что у крестьянина три сына, как коварный спальник обличал Ивана за то, что он скрывает не злато, не сребро... Твердо заучили историю про чудо-юдо рыбу-кит, про визит дурака к Месяцу Абра... пардон - Месяцовичу... И все-таки настаиваю - НЕ ЗНАЕМ мы... ну - я НЕ ЗНАЮ сказки... А вот приехал в Тобольск режиссер Алексей Молостов и рассказал нам ее, да так, что призадуматься пришлось... Крепко призадуматься.
Тобольским ценителям театра Молостов хорошо (и по-хорошему) знаком... Поставленный им три года назад "Таня-Таня" перевернул сознание не только зрителей, но и актеров. Тогда А. М. показал нам, КАКИМ МОЖЕТ быть театр,., сейчас - КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ... Рассказывать о спектакле на страницах газеты трудно. Тем более, о детище режиссера, работы которого пронизаны особой атмосферой, полны странной ТАЙНОЙ...
Холодный ветер гудит за окном... По комнате с низким потолком
расхаживает... нет -бродит Поэт. Он подбирает слова, складывает
строки. В его руках перо, но это не просто "письменная
принадлежность". Перо, как дирижерская палочка, которой
автор руководит хором своих героев... Гигантское перо
в чернильнице также не только - "эффектная деталь декорации"...
Это - парус, может быть - крыло невиданной белоснежной
птицы. Такие птицы, должно быть, населяют райские кущи...
Такие паруса лепестками разбросаны по морской синеве...
Ершов реальный сочинял сказку девятнадцати лет от роду,
в петербургский период... Но на сцене мы видим не юношу.
Стало быть, не создание сказки перед нами... И не Санкт-Петербург
за окном. Сибирский стылый ветер колышет перо-парус...
Холодная комната заполняется странным народом.
Пусть предыдущий мрачноватый абзац не отпугнет от спектакля любителей ярких веселых зрелищ. Молостов остался верен себе, а он мастак по созданию Праздников, и это охотно признает даже такой гранд", как Марк Захаров. Спектакль настолько фееричен, что впору бы запутаться в сумасшедшей смене мизансцен, образов и костюмов, но логика создателя этого бешеного карнавала неумолимо ведет нас сквозь все хитросплетения действа... Новая версия "Конька-Горбунка" - это ярмарка, гульбище, порой светлый церковный праздник. Но все же... Смотришь на эти игрища и забавы и понимаешь, что в расшитом рукаве задорной молодухи может таиться скляница со смертным зельем, а за голенищем лакового сапога у добра-молодца непременно сыщется верный дружок - вострый ножичек... Однозначно светел лишь образ Ивана, но и к нему, на всяк случай, спиной лучше не поворачиваться.
В спектакле ощутимо присутствует Время, движение его поступательно, но НЕ неумолимо... Герои активно живут в ритме диковатого танца, и, видимо, оттого действие, несмотря на эпичность, парадоксально легко и динамично. Похождения Ивана-Дурака в новом спектакле тобольского театра - есть настоящая энциклопедия русской жизни. Нет, вы не увидите "подлинных исторических костюмов", но образы, созданные Алексеем Молостовым и художником-сценографом Алексеем Паненковым, удивительно точны... Пресловутая энциклопедия возникает на наших глазах,., она "записывается" на костюмах персонажей, на деталях декораций и, конечно, в мироощущении зрителей. Записывается пером, но так накрепко, что уж никаким топором сию энциклопедию не вырубить...
В спектакле множество неожиданных поворотов и непредсказуемых решений. Мы хорошо знаем сюжет, но режиссер предложил своё видение сказки - очень "Ершовское", истинно сибирское и, по-моему, верное... На финальный поклон все, доселе многоцветные, герои Ершовской истории вышли "в белом", и мне тотчас припомнились стихи о странствиях другого Ваньки: Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки,., как водил Ванюша солнышко на золотой уздечке... Душа гуляла... Душа летела... Душа гуляла в рубашке белой... Старая сказка отправилась в новое плавание по бурным волнам современного театра... Попутного ветра ей в белоснежный парус-перо...
|