На театре время измеряется не годами, как у "нормальных
людей", но сезонами. Прошлый, ставший уже достоянием городской
истории, был юбилейным. Он венчал 300-летний путь от религиозных
мистерий семинаристов, через гастроли заезжих антреприз
к стационарному театру, который известен ныне и за пределами
Сибири... Сезон оказался для ТДТ и Тобольска (театр - важная
составляющая города), как принято ныне говорить, - "знаковым".
События насытили его так плотно, как, кажется, никогда прежде...
И о каждом из них мы подробно говорили с вами, уважаемый
читатель... О каждом? А вот и нет! Две премьеры "остались
на моей совести". Два спектакля, завершившие сезон.
Беседу о постановке Валерия Медведева ("Дорогая Памела")
отложим, пожалуй, до сентябрьских чествований главного режиссера
ТДТ... А вот должок спектаклю "Не жалею, не зову, не плачу..."
надобно возвернуть не медля.
Очередной сезон еще не открылся, а в театре царило
необычайное оживление - шла работа над телеверсией спектакля
"Не жалею, не зову..." Специально для этого из Питера прибыли:
режиссер-постановщик Михаил Апарцев, специалист по телевоплощению
Сергей Лемех и художник-сценограф Татьяна Молчанова. Доселе
ни один спектакль ТДТ так серьезно - три оператора (от ТРК
"Тобольское время"), специальное световое оборудование,
многодневный процесс - "на пленку" не фиксировали. На финальной
части съемок - спектакле на зрителя - мне удалось присутствовать.
Непривычная атмосфера (освещенный зал, множество
проводов, камеры) поначалу несколько сковывала публику...
Те, кто ориентировался исключительно на заявленный в афише
жанр (документальный детектив), были обескуражены и дебютом
спектакля - никакой лихой завязки, только стихи Есенина,
переходящие в песню "Зашумели над затоном тростники" (музыка
небезызвестного Юрия Кобзева). А в декорациях, вроде бы
досконально воспроизводящих интерьер официального кабинета,
на том месте, где должно быть "картинке с Владимиром Владимировичем",
- большой портрет Сергея Александровича..." Так. Куда мы
попали? - задумался кое-кто в зале. - Что за литературно-музыкальная
композиция "по мотивам"? Где детектив?
И вдруг (свое режиссерское дело Михаил Апарцев знает)
все мгновенно переменилось. Мелким бесом вкатился в стихотворно-песенную
обстановку некто "Ротиков", и ох как встрепенулась вдруг
строгая "Елена Александровна"... Зритель тотчас догадался
- быть здесь интрижке. Впрочем, "голубки" не очень-то шашни
свои скрывали, хотя и были, между прочим, "при исполнении"...
Собственно, все действующие лица были заняты серьезным делом
- на наших глазах происходило заседание той самой комиссии,
которая во многом определяет, в каком месте фразы "казнить
нельзя помиловать" поставить решающую запятую.
И нет никакой натяжки во фразе "на наших глазах происходило
заседание". Не спектакль "про", но, именно, заседание, ибо
автору пьесы "Не жалею ..." Алексею Козыреву доподлинно
известно, как в действительности "это бывает" - он является
председателем Комиссии по помилованию С-Петербурга.
На сцене председателя комиссии Мартова играет Павел
Жук. Поначалу, действительно, "играет" - этакий сибарит-романтик
при бабочке, лениво перебирающий гитарные струны. Но когда
борьба за судьбу "просителя о помиловании" зэ-ка Есенина
и жизнь его младшего брата обостряется, меняется и Мартов
- он становится настойчивым и жестким.
Единым фронтом с председателем выступают: врач, носитель
странной фамилии - Кактус (артист N.) и голосистый персонаж
Артист (Олег Исаков). Они так же ни на секунду не сомневаются
в том, что повязка на глазах Фемиды не признак слепоты,
но знак беспристрастности.
А вот уже упомянутая Елена Александровна (Лиана Токарева)
не столь либеральна... Эта дама - "очень ответственный секретарь"
и большой формалист. Она любит и полностью разделяет убеждения
возлюбленного... Ей предстоит во многом разочароваться,
многое переоценить.
В уста "милиционера и депутата" Ротикова (Сергей
Радченко) автор пьесы вкладывает хорошо знакомые рассуждения,
весьма популярные ныне в обществе. Прибегая к испытанным
демагогическим приемам, козыряя доводами разряда: "а Чикатило
тоже помиловать прикажете?", Ротиков нашел было сочувствующих
и в нашем зрительном зале... И только случай расставил все
по местам. Случай и желание драматурга... Жизнь, к сожалению,
чаще демонстрирует нам другие примеры.
Мною перечислены были основные действующие лица (и
исполнители) спектакля, но зрителям были въяве представлены
и те, кто согласно пьесе на сцене появляться не должен...
Но, как же без них? - справедливо решил Михаил Апарцев,
и в арках у порталов возникали: Есенин-старший (Константин
Орлов) и его Мать (Елена Малова); Врач колонии (Н. Макаренко)
и Охранник (Василий Микульский). В полной мере осваивали
сценическое пространство: Есенин-младший (Павел Трофимов),
водитель-эстет Виктор (Евгений Пономарев) и оператор чистоты
(Альбина Шафирова).
Есть в спектакле еще одно "действующее лицо"... ПОЭЗИЯ...
Стихи Есенина звучат из уст героев, оттеняя их настроение,
передавая ощущения, оправдывая поступки... Иногда казалось,
что их (стихов) уж очень много, или "а я бы выбрал другие",
но в любом случае Есенин "был уместен"... Очень сильным
ходом режиссера стало включение "Монолога Хлопуши" (поэма
"Емельян Пугачев") в прочтении самого Сергея Есенина и (к
финалу) - Владимира Высоцкого...
Были, конечно, и песни - музыка, пропитавшая поэзию
Есенина, не могла не прозвучать со сцены... Гитары и голоса...
Павел Жук и Наталия Пономарева... Кто слышал, как ЭТО бывает
- поймет, о чем это я (прочие - бросьте камень).
В целом, спектакль заинтересовал, хотя и не стал
для меня великим потрясением. Упрекнуть его создателей не
в чем... Некоторая банальность, иногда сквозящая в драматургическом
материале, мастерски нивелирована режиссером - акценты при
этом резко обозначены, конфликт осязаем почти рельефно...
Актерские работы также вполне убедительны. Может быть, такого
мощного ансамбля, как в "Игроках" или "Бернарде", и не возникло,
но уж зато каждый сумел сполна проявить свои сильные качества.
Очень важно то, что драматургу, режиссеру и артистам
удалось рассказать НЕ СКУЧНУЮ, НО ПОУЧИТЕЛЬНУЮ историю.
Напомнить, как важно пробуждать чувства добрые и милость
к падшим призывать...
А тема эта современным театром почти не разрабатывается
- говорят: "Зрителю не надоть!"
В Тобольском драматическом прошло два спектакля "Не
жалею, не зову, не плачу...". Я видел реакцию зрителей -
и слезы, и тишину, и аплодисменты...
Так говорите: "Не нужно"?.. Чушь!.. Необходимо.