|
ТОБОЛЬСКАЯ ПРАВДА
Текст: А. ЩЕРБИНИНА.
|
Мы сидим с Павлом Жуком в полумраке зрительного
зала. Окончена репетиция, и здесь царит тишина.
Я смотрю в его умные карие глаза с хитринкой
и понимаю, почему его амплуа в театре -
герой-любовник - характерный герой.
Родина Павла Сергеевича - Душанбе. С детства
впитал он в себя Восток, отлично понимает горячих
южных парней, а иногда из него этот самый Восток
до сих пор так и прет. И режиссер на репетиции
останавливает: "Л вот Восток, Паша, убери".
За плечами у него хорошее музыкальное
образование: музыкальная школа по классу волторны, затем
теоретико-композиторское отделение музыкального училища,
а еще большая практика - довелось поиграть в ансамблях,
встречался с потрясающими инструменталистами. Случай резко
изменил его жизнь. Узнал, что проводится набор в студию
при драматическом театре им. Маяковского. Поступил. Это
была его первая театральная школа, там же были сыграны первые
роли. И тогда он самостоятельно принимает решение (родители,
надо отдать им должное, не отговаривали) стать актером и
едет учиться в Саратовскую консерваторию на театральный
факультет, где получает специальность "Актер драмы и кино".
Но с кинематографом его отношения не складываются. Правда,
в студенчестве Жук сыграл в кино эпизодическую роль прапорщика-конвоира.
Может, не окунулся как следует в киношный мир, только решил
для себя, что театр куда интереснее, потому что он живой.
- Павел, а чем вас так театр
зацепил?
- Актерская работа для меня - любимое дело. А ина че
я этим бы не занимался, - слышу в ответ. -Спектакли, репетиции
доставляют мне потрясающее удовольствие и делают меня счастливым
человеком. Но вместе с тем это и неимоверно тяжелый труд.
Иногда я завидую мастеровым - пришел домой и про работу
не думает. Спокой но отдыхает. А тут текст мысленно без
конца прого няешь, мезансцены миллион раз проигрываешь.
И нахо дишь, наконец, ту един ственно верную интона цию,
без которой образ не слепить.
Я - эгоист, мне это нравится,
поэтому этим и занимаюсь, иначе бы пошел в космонавты.
Я уважаю актеров, монтировщиков,
костюмеров. Все мы делаем одно общее дело, спектакль - наш
совместный труд, и без взаимоуважения он трудновыполним.
К режиссерам у актера Павла
Жука особое отношение. Он считает, что если актер не доверяет
режиссеру, лезет со своими амбициями, то ему в театре нечего
делать. Работа между актером и режиссером должна строиться
на взаимодоверии. Режиссер для П. Жука словно дирижер, которому
со стороны все виднее и слышнее, режиссер всегда прав, надо
лишь сделать правильно то, что он просит, а не согласен,
сыграй так, как ты считаешь, но сыграй так, чтобы убедить
режиссера в обратном. Не знаю, думал ли так Павел Сергеевич
в 20 лет, но в 35 думает именно так, да и десятый сезон
уже в театре.
Актер живет своими ролями,
проживает за своих героев десятки жизней, может побывать
в образах злодея, гения, палача, героя-любовника, положительного
семьянина, сказочной зверушки.
Павел Жук любит свои роли, относится к ним с большим трепетом, иначе просто не умеет.
Ну за что, к примеру, можно любить его Тюремщика в
спектакле "Забыть Герострата"? Правда, чертовски обаятельный
пройдоха получился. Сам актер про эту роль говорит
так:
- От работы над этой ролью
я такое удовольствие получил. Я в ней просто купался.
Режиссер-постановщик Татьяна Захарова не мешала мне, позволила
похулиганить. А потом подсказала, что оставить, а что
убрать. И хотя я был зажат рамками мезансцены, внутренне
оказался свободным.
Павел весьма оживился, говоря о ролях, даже глаза
заблестели по-особому.
- А разве не прелесть Волк в "Поющем поросенке"?
Роль эта была хулиганистая, "вкусная". До сих пор ее с
теплотой вспоминаю.
-
А вы, Павел, роли не пробовали на себя примерять? Скажем,
нет ли у вас чего-нибудь общего с Ихаревым из "Игроков"?
- Вы знаете, это у меня - самая любимая и серьезная
роль. Похожи ли мы с моим героем? Он азартен как игрок
и вместе с тем челове-чен, готов последнюю копейку нищему
отдать. Он не шулер, он лишь за счет своего умения, накопленного
годами анализа, наблюдений, выигрывает, у него большая
игорная практика. А вот его, как ребенка, обманывают.
И он восклицает в отчаянии: "Какая же надувательская земля...".
(Вот так неожиданно для меня Жук выступил в роли адвоката для своего героя).
Я не игрок. Если и играю, так
разве что в подкидного дурака. Но по натуре я человек
азартный, поэтому себя контролирую. Лучше удержаться на
берегу. А азарт, он мне в творчестве пригождается. Мы,
актеры, все в хорошем смысле слова шулеры, мошенники -можем
заставить зрителя поверить в реальность происходящего
на сцене.
Почему я полюбил Иха-рева? Да я в нем, в игроке, человека разглядел.
Ролей сыграно Павлом Жуком немало, но к чему ИТОЖИТЬ, актер еще молод, в самом расцвете сил, в профессии не разочаровался, за 10 лет служения Мельпомене мудрости и актерского мастерства поднабрался, так что его роли, самые-самые, еще впереди.
|