Юлия Бурова, ведущая:
— Добрый день, дамы и господа, уважаемые пользователи
сети Интернет! Сегодня на сайте информационного агентства
«Тюменская линия» пройдет интернет-конференция директора
Тобольского драматического театра имени Ершова Сергея
Радченко. Тема нашей беседы — 300-летний юбилей тобольского
театра, который отмечался в минувшие выходные. Мы проводим
эту конференцию в рамках реализации гранта губернатора
— «Тобольск духовный».
Сергей Владимирович ответит на вопросы посетителей нашего
сайта в режиме реального времени. Эти вопросы поступали
на наш адрес в течение недели, могут поступать и в процессе
нашей беседы.
Наша конференция доступна для пользователей сети в звуковом
варианте в режиме реального времени. Посетители сайта
«Тюменской линии» могут также наблюдать видеоизображение,
так называемое слайд-шоу.
Разумеется, пользователи Интернета смогут ознакомиться
и с текстовой версией, которая появится на сайте по
мере расшифровки звука.
Как прошел юбилейный сезон, посвященный 300-летию
театра? Расскажите о праздничных мероприятиях, посвященных
этому событию. Они уже закончились или можно ждать продолжения?
Юлия, Тюмень
Сергей Радченко:
— Программа юбилейных мероприятий была рассчитана более,
чем на год. Старт был дан в ноябре прошлого года, премьерным
спектаклем «Театр. Шум за сценой». В течение года реализовывалась
программа, которую мы условно назвали «Три века тобольской
сцены». Она включала в себя три направления: укрепление
материально-технической базы, производственно-творческие
вопросы и работа со СМИ. Если говорить о творческих
моментах, то это премьерные спектакли, гастроли театра.
В этом году первой состоялась премьера спектакля по
пьесе Горина «Забыть Герострата», затем тоболяки и гости
увидели спектакль «Игра воображения». Согласитесь, театр
ведь тем и отличается, что основные наши мероприятия
— это постановка спектаклей.
Необычным, на мой взгляд, был март месяц. Тогда мы отмечали
международный день театра и день рождения Петра Ершова.
Мы поставили к этому дню сказку «Конек-Горбунок» на
родине автора в Ишиме. Затем 6 марта спектакль увидели
тоболяки. Во время проведения декады тобольского театра
в Тюмени, мы открывали гастроли именно этим спектаклем.
Затем очень трогательным и волнующим временем для нас
был май месяц, связанный, безусловно, с 60-летием победы.
Театр для гостей города и тоболяков подготовил необычную
премьеру. Прежде всего, это спектакль <Прощание славянки>,
в нем события разворачиваются в июне 1945 года, в день,
когда на Красной площади проходит парад победы, а события
происходят в Сибири, когда офицер возвращается домой.
Этот спектакль мы посвятили работникам театра, ушедшим
на фронт. Из тобольского театра 38 человек ушли на фронт
в первые годы войны, 8 из них уходили добровольно, некоторые
не вернулись. В мае этого года мы пригласили ветеранов
города на спектакль-концерт <Опять весна на белом свете>.
Перед спектаклем играл духовой оркестр и все танцевали.
А потом в малом зале состоялось выступление.
Еще один спектакль <Прощай, конферансье>. Он был поставлен
при поддержке администрации города, и был посвящен 60-летию
Победы, но там события развиваются в начале 1942 года.
Вообще, эти майские дни были очень трогательными. Чувствовалось
какое-то необычное душевное единение.
Не менее дорог нам был и визит львовского театра имени
Марии Заньковецкой. Этот театр в годы войны находился
в эвакуации в нашем городе. Они в этот юбилейный год
привезли нам несколько спектаклей. Интересно, что в
Тобольске нашлись люди, которые видели спектакли в годы
войны. Они собрались, делились впечатлениями о спектаклях
военного времени. Это было очень трогательно.
Если переходить к событиям 300-летней давности, то история
тобольского театра началась в 1705 году. 22 мая в летописи
появляется первое упоминание о событиях театральной
истории города. Тогда играли комедию. В это же время
и начался спор — богоугодное это дело или нет. В пользу
первого свидетельствует факт того, что у истоков тобольского
театра стоял митрополит Тобольский и Сибирский Филофей
Лещинский. Под его руководством разыгрывались театральные
сюжеты на библейские темы. Это были общедоступные мероприятия,
которые представлялись на Соборной площади. Сам владыка
собственноручно бил в колокола, созывая народ на начало
театральных представлений.
К нашему юбилею мы приурочили и открытие сайта нашего
тобольского театра. Мы сделали это в мае 2005 года.
Наш театр принимал участие и в праздновании дня города.
Именно поэтому мы необычайно поздно — в июне закрывали
прошлый театральный сезон. Тогда же мы и награждали
актеров за лучшие роли.
С 300-летием тетра связано необычайно раннее по нашим
меркам открытие сезона. В этом году это произошло в
сентябре.
Вообще, юбилей театра вобрал в себя огромное количество
событий, каждое из которых могло быть поводом для юбилейных
торжеств. Возвращаясь к истории, следуют отметить, что
в сентябре 1885 года — начались собрания тобольского
драматического общества. В честь этой даты мы сыграли
спектакль по пьесе Островского «На бойком месте». Вы
представляете, этот спектакль был поставлен впервые
на тобольской сцене в 1872 году. Одну из главных ролей
— Бессудного исполнял Михаил Знаменский, известный художник,
один из основателей тобольского драматического общества.
В 1900 году на сцену тобольского теремка» вышла профессиональная
труппа. 60 лет назад состоялись, ставшие в последствии
ежегодными, первые водные гастроли театра по Тюменской
области.
В этом сентябре у зрителей была возможность посмотреть,
с какими спектаклями мы подходим к юбилею. У нас был
парад спектаклей прошлых лет. 50 лет назад широко отмечалось
250-летие тобольского театра и удивительно и приятно,
что на 300-летии театра, присутствовало много тех, кто
50 лет назад был на этих мероприятиях и поздравлял театр.
Уважаемый Сергей Владимирович, Вы все-таки актер,
а уже потом директор, или менеджер в Вас уже доминирует?
Виталий, Тюмень
Сергей Радченко:
— Нет, я, прежде всего актер безусловно, это моя основная
профессия. Вы знаете, это наверно, традиция, когда во
главе Тобольского театра стоят актеры. В свое время
в 1802 году актеры Возницин и Ушаков откупили театр
с правом управлять им. Два актера, они взяли ответственность
за судьбу театра, и с тех пор вот так и происходит,
в составе дирекции Тобольского театра, в первую очередь,
входят актеры.
Рассматривается ли вариант восстановления сгоревшего
здания театра? Насколько я знаю, раньше на это даже
собирались деньги, был открыт специальный благотворительный
счет — но куда они потом исчезли неизвестно. Андрей
Михайлович, Тюмень
Сергей Радченко:
— В президентскую программу и в программу развития Тобольска
в перспективе включена строка восстановления Тобольского
театра. Буквально в 2006 году начнутся проектные работы,
и я надеюсь, что театр будет восстановлен. К этому все
идет, так складываются предпосылки, я думаю, это вполне
реально.
Что вы делаете по привлечению молодого зрителя в
театр? И вообще собирают ли спектакли в Тобольске полные
залы? Иван, Тюмень
Сергей Радченко:
— Мы стараемся честно работать, честно, добросовестно
и по-настоящему. Ведь молодежь верит не словам, а поступкам.
Если это убедительно, молодые люди приходят в театр.
Молодежь является своеобразным театральным барометром.
Если молодежь потянулась в театр, значит театр настоящий.
У нас проходят творческие встречи со студентами, учащимися
школ. Мы обсуждаем спектакли. Особенно мне нравится,
когда молодые люди приходят с родителями. Как ни странно,
приходят не только ребята со своими девушками, но и
приглашают своих родителей, бабушек и дедушек — получается
такая перекличка всех поколений. Ведь Тобольск в этом
отношении удивительный город.
Спектакли, особенно премьерные, собирают полные залы.
Если говорить конкретно о 2005 годе, то за этот год
в городе с населением сто тысяч человек наши спектакли
посмотрели 35 тыс. зрителей только в театре.
Вы довольны качеством спектаклей, уровнем работы
театра? только честно! Изменились ли ваши взаимоотношения
с коллективом с переходом на новую должность, критерии
оценки «нужности» людей, ведь не секрет что творческие
люди бывают очень неуживчивыми, скандальными … может
лучше менее талантливые, но зато тихие … Алиса, Тюмень
Сергей Радченко:
— Вот с последним утверждением я категорически не соглашусь.
Неуживчивость и скандальность — распространенные стереотипы.
Если человек творческий и по-настоящему талантлив, его
различные скандалы меньше всего заботят. Меньше всего
заботит привлечение к себе внимания через скандал и
эпатаж. Как правило, талантливый человек — мудр. Он
растворен во времени и в пространстве и его сиюминутность
заботит меньше всего. Самое главное для него — творчество,
самоотдача, нацеленность на результат. Чем отличается
русский реалистический театр? Репертуарный российский
театр является достижением. В этом театре актер проживает
свою роль, не прикидывается, не претворяется, а изображает.
Настоящее театральное искусство — правдиво, без обмана,
искреннее. А искренний человек не может быть злым и
скандальным.
Мои отношения с коллективом не изменились, когда я стал
директором. Я стал более ответственно подходить к коллегам.
Если раньше мы общались как друзья и товарищи, то сейчас
я чувствую ответственность за их личную и актерскую
судьбу, за то, как сложится их быт, жизнь. А труппа
у нас очень хорошая. Было приятно, когда коллеги из
театров, которые приехали на юбилейные торжества, посмотрели
спектакль, юбилейный вечер, с удовольствием поздравили
наш театр. Их поразила пластичность, подвижность артистов
труппы, отдача зрителю. Согласен, не все спектакли качественные,
но есть спектакли в нашем репертуаре, которые являются
камертоном, как в музыке, которые определяют планку
театра. Это, прежде всего, спектакли по пьесам Г.Горина,
<Забыть Герострата>, <Прощай, конферансье>, <Конек-горбунок>
по сказке Ершова и <Игроки> по Гоголю.
Мы долго искали пьесу, которая могла бы стать эксклюзивным
подарком тоболякам. То есть нам хотелось поставить в
юбилейный год спектакль из классического репертуара
с тем условием, чтобы он ни разу до этого не шел на
тобольской сцене. Это чрезвычайно трудно. У нас уже
поставлен весь Островский и театр можно с полным правом
назвать, как и Малый театр в Москве, <Домом Островского>.
Островского любили и любят в Тобольске и сейчас. У нас
идет <Поздняя любовь>, <На бойком месте>. Последний
спектакль свидетельствует об уровне Тобольского театра.
Неслучайно этот спектакль идет на тобольской сцене более
100 лет.
Итак, в юбилейный год мы выбрали классический спектакль
— <Игроки>. Сейчас идет оживленная дискуссия по этому
поводу, и нам было приятно, когда на премьеру спектакля
«Игроки» приехали наши коллеги из тюменского театра,
актеры и журналисты.
Часто ли в театре меняется состав. Каким должен быть
человек, чтобы остаться? И кого бы вы сейчас с удовольствием
приняли в труппу? Виталий, Тюмень
Сергей Радченко:
— Сейчас ситуация во всех российских театрах стабилизировалась.
Мы живем во время не склонное к кочевому образу жизни
— человек прирастает к тому месту, где он вырос, родился.
Наверно, человек должен быть влюблен в театр, чтобы
остаться в нашей труппе, у него должны быть горящие
глаза, а не самоуверенный, многознающий взгляд. Как
сказал Мейерхольд, никогда не станешь мастером, если
не научишься быть учеником. Каждый спектакль — это новая
дверь в новый мир. И мир с другими открытиями. Каждый
автор, каждый спектакль — это другая вселенная. И, наверное,
этим театр привлекает. И привлекает актерская профессия.
Я бы с большим удовольствием взял в труппу ребят молодых
после окончания училища или института, у которых горящий
взгляд, которые готовы свернуть горы и сделать имя в
театральном искусстве.
Зашла на ваш сайт, и у меня сложилось ощущение, что
у вас вся труппа — как семейный клан, судя по обилию
одинаковых фамилий. Это так? Вика Ветрова, Ханты-Мансийск
Сергей Радченко:
— Вот до этого вопроса я никогда об этом не задумывался.
Театр вообще большая семья, она живет по-разному, но
проще жить в театре, если люди в семье занимаются одной
профессией. Тогда не надо много объяснять. Театр — особый
мир. Как в обществе существуют страты, которые мало
перемешиваются. Театральный мир очень узок. Даже в масштабах
страны и мира. Все равно не только родственника, но
знакомых мы найдем в любом театре России. Все друг друга
знают. В Тобольском театре работают братья, сестры,
мужья, жены, дяди, племянники. Так сложилось. Хороший
вопрос, спасибо (улыбается).
Скажите, есть ли у ваших актеров поклонницы и поклонники?
И как они себя ведут? Галина, Тобольск
Сергей Радченко:
— Да, поклонницы и поклонники приходят на все спектакли,
там, где играют их любимые актеры. У нас есть книга
отзывов, даже две, где зрители оставляют свои впечатления
о спектакле, об актере. Они встречают своих любимых
актеров у служебного входа, просят автографы, просят
сфотографироваться, приносят цветы. У каждого театра
есть свои поклонники.
Есть ли в планах проведение в Тобольске кино и театральных
фестивалей, таких как в Ханты-Мансийске «Дух огня»?
«Чайка»? Если бы вам предложили организовать такое мероприятие,
то каким по духу и формату он бы был? Виктория, Тюмень
Сергей Радченко:
— Я 10 лет работал в детской театральной самодеятельности,
в детской театральной студии в гимназии. Если говорить
о переходе к профессиональному театру, то мы проводили
сначала городской театральный фестиваль детского творчества
«Радуга талантов», потом он стал областным, региональным,
затем всероссийским. Теперь этот фестиваль проходит
в Тобольске один раз в два года. Мы приглашаем на него
детские коллективы от Алтая до Поволжья.
А если говорить о фестивалях профессиональных, таких
как «Дух огня», «Чайка», то это прежде всего огромные
финансовые средства. Ведь чтобы провести фестиваль,
нужно полностью брать затраты на себя, находить учредителей.
В мечтах и планах я очень надеялся, что в юбилейный
год удастся провести фестиваль старейших театров России.
Но когда мы подали заявку в Министерство культуры, то
нам сказали, что мы чуть-чуть опоздали. Такой фестиваль
уже проводится в Калуге. Они берут пласт областных театров.
А театры городские и районные не участвуют. Таких театров
осталось всего 14 в России. Эти театры перешагнули 100-летний
рубеж: Ирбит, Шадринск, Вышний Волочек, Тобольск. Мне
было интересно, как сегодня они живут, за счет чего
они живут? И когда приехали коллеги из этих театров,
то посмотрели спектакли и говорили нам: «Как вас любят
в городе, в области».
Сергей Владимирович, чем, на ваш взгляд, интересен
ваш театр? Как формируется его репертуар? Тобольск хотят
сделать туристическим центром, чем вы готовы удивить
гостей древней столицы Сибири? Виктор, Тобольск
Сергей Радченко:
— Мне немножко досадно бывает, когда те люди, которые
приезжают в Тобольск, говорят: «Мы не ожидали от Тобольского
театра такого уровня игры». А почему не ожидали? Привыкли,
что если провинция, то средний уровень, близкий к самодеятельности.
Ничего подобного. У нас профессиональный и талантливый
коллектив. Интересные спектакли, которые с гордостью
можно вынести на столичную сцену. Когда туристы приезжают,
то они приходят на спектакли Тобольского театра и оставляют
свои отзывы в книге отзывов. Там есть записи не только
на русском языке, но и на английском и немецком. Зрители
приезжают из Омска, Нефтеюганска, Екатеринбурга, Москвы.
Яркий показатель: московские критики, которые приехали
на Ершовский фестиваль, были удивлены и поражены. Мы
готовы удивлять. А что касается туристического центра.
Когда в 1800 году немецкий драматург Август Коцебу приехал
в Тобольск, то на тобольской сцене шли пять его пьес.
Вы представляете, приехал человек из Германии, и увидел
спектакли, поставленные по его пьесам.
Особенность и изюминка Тобольского театра — это краеведческая
тема, местная. Не случайно театр носит имя Петра Павловича
Ершова. Это, прежде всего — его сказка «Конек-горбунок»
и его драматургия. На сцене театра идет спектакль «Суворов
и станционный смотритель», жанр, которого определил
сам автор как драматический анекдот. «Станционный смотритель»
— спектакль, который по соображениям цензуры был запрещен,
однако в Тобольске его поставили. Сейчас этот спектакль
могут посмотреть и туристы, и гости нашего города. И
много таких моментов.
В свое время театр обращался к теме о Филофее Лещинском-
первокрестителе Тобольском и Радищеве. Всем известен
эпизод из театральной истории Тобольска и биографии
Радищева — когда он проезжал через Тобольск к месту
ссылки в Илимский острог. Он остановился в Тобольске
и смотрел спектакли Тобольского театра «Мельник — обманщик,
колдун и сват» и спектакль о Екатерине II.
Театр поставил спектакль на краеведческом материале
— «Узники дома свободы» о семье Николая II, есть у нас
постановки и о декабристах. Эта краеведческая тема интересна
всем. Наша задача — возвращать забытые и полузабытые
имена, которыми мы по праву можем гордиться.
Что вы, директор и актер тобольского театра, вкладываете
в понятие «культурный центр города»? Чем вы гордитесь
больше всего? Елена, Тюмень
Сергей Радченко:
— Театр в малом городе, это, прежде всего, центр культурной
жизни. Это место, где встречается искусство — искусство
театра, искусство музыки, искусство живописи. У нас
разработана целевая комплексная программа «Театр, как
центр культурной жизни города». Она включает в себя
несколько направлений, и реализуется уже на протяжении
всего юбилейного года.
Это выставки работ тобольских художников. Выставка «Храмы
Тобольска», на которой представлены изображения храмов
Тобольска как сохранившихся, так и не дошедших до нашего
времени. Это выставка детских рисунков, посвященных
сказке «Конек-Горбунок», это городская выставка детского
рисунка была открыта в рамках проекта «Три века тобольской
сцены», посвященная 300-летию театра.
Это и открывшаяся 7 декабря выставка тобольских художников,
посвященная Михаилу Знаменскому — художнику, этнографу,
карикатуристу, актеру и одному из основателей Тобольского
драматического общества. Более 60 работ было представлено
на этой выставке, начиная от тобольской резной кости,
графики, живописи, фотографии и деревянной резной картины.
Таким образом, выставки стали традиционными.
В театре перед каждым спектаклем проходят выступлении
артистов ансамбля русских народных инструментов, замечательно,
что музыканты откликаются на наши просьбы, зрителей
встречает живая музыка. Звучит на тематических спектаклях
и мероприятиях духовой оркестр. Мы проводили концерты
бардовской песни, авторской песни, презентации диска
Ирины Долматовой. Мы собирали концерт бардовской песни
«Давай с тобой поговорим» в поддержку ребят, которые
отправлялись на фестиваль бардовской песни.
Совместно с музеем-заповедником мы придумали социокультурный
проект «Любимый город», рассказывающий о людях Тобольска.
И я счастлив, что мы успели рассказать о поэтессе Светлане
Соловьевой, еще когда она была жива. Мы рассказали о
ней, ее творчестве, ее дочь пела песни на ее стихи.
Вообще, самое важное для меня, что перед спектаклями
нашего театра звучит звонок на тему песни «Юности моей
колокола» — это гимн нашего города, нашего города написанный
Александром Морозовым на стихи Светланы Соловьевой.
Все эти мысли вкладывались в концепцию проекта «Театр,
как центр культурной жизни города». Вот такие акции
интересные мы устраиваем и, конечно же, рассказываем
о тех людях, которые живут в Тобольске, и которыми славен
наш город.
Расскажите о гастрольной политике театра. Есть ли
проблемы у театра с гастролями? Кого вы ждите на своей
сцене в ближайшее время и куда собираетесь сами? Ольга
Михайловна
Сергей Радченко:
— Я счастлив, что за этот год нам удалось многое показать
тоболякам. У нас гастролировали все тюменские театры.
У нас гастролировали тюменский Театр кукол, тюменский
театр драмы, театр «Ангажемент». Состоялись гастроли
оренбургского театра, маленькие зрители увидели спектакли
театра «Гулливер». В наших планах, я надеюсь, они осуществятся,
это гастроли самого молодого театра тюменской области
— Сургутского музыкально-драматического театра. Директор
театра приезжала к нам на юбилей и привезла замечательный
подарок от Сургута, от руководителя департамента культуры,
от мэра города. Наши города дружат, и, я думаю, будут
дружить и театры.
Мы с большим удовольствием вспоминаем гастроли на север
нашей области. Ведь впервые театр отправился по Оби
и Иртышу 75 лет назад — в 1930 году на пароходе «Москва»
тобольский театр впервые отправился на эти гастроли.
И с тех пор стал самым гастролирующим, водным (его так
и называли — «плавучий театр»), у театра был даже собственный
теплоход «Аркадий Гайдар». Нас очень любят в Нефтеюганске.
Очень тесная дружба нас связывает с Ишимом, конечно
же, с Тюменью. Вот буквально 29–30 ноября мы были в
Тюмени и привозили спектакль «На бойком месте». И впереди,
я думаю, гастроли в Тюмень, и тьфу-тьфу-тьфу, гастроли
в Петербург. Есть, что показать, есть, что представить
на столичной сцене.
Сейчас очень много разговоров о театральной реформе.
Как Вы к ней относитесь? И будет ли она полезна для
провинциальных театров?Константин, Тюмень
Сергей Радченко:
— Разговоров о театральной реформе много. Мне б хотелось,
чтобы эти разговоры шли вместе с делами. В этой связи
я считаю, что лучше быть первыми, потому что у первых
впереди большая перспектива. Театры тюменской области
входят в правовую форму автономной некоммерческой организации,
например — АНО «Тобольский драматический театр им. П.П.
Ершова». Без государственной поддержки театру в малом
городе прожить невозможно. Но у нас есть хороший учредитель
— это Тюменская область в лице комитета по культуре.
Безусловно, это основа развития тобольского театра.
Наш театр сейчас конкурентоспособен, он успешен и он
интересен. В реформе надо быть впереди.
Можно ли увидеть ваших актеров где-либо еще кроме
как на сцене тобольского театра? Тюменские актеры довольно
часто мелькают на ТВ, радио и в клубах, о ваших такого
не скажешь. Почему? Вы жесткий руководитель и не разрешаете
им этого делать или их не приглашают? Екатерина Истомина,
Тобольск
Сергей Радченко:
— Наоборот, я стал получать слишком много упреков, что
я слишком мягкий руководитель. Я считаю, что лучше в
кинематограф приходить всерьез и надолго. Это другой
образ жизни, абсолютно, на это нужно положить жизнь.
При этом жить нужно либо в Москве, либо в Петербурге,
чтобы заявить о себе в хорошем, серьезном кино. Либо
приходится мелькать. Если у актеров такие проекты возникают,
я их спокойно их отпускаю. Я сам актер, я понимаю, что
это значит. Даже сериалы намного выигрышнее, чем выход
на сцену. Это реальность.
Какие у Вашего театра взаимоотношения с актером Александром
Абдуловым? Ведь когда-то его отец был режиссером тобольского
театра и даже Абдулов, по-моему, родился в Тобольске?
Анна, Тюмень
Сергей Радченко:
— Он родился в Тобольске в 53-м году. Потом семья переехала
в Фергану (Узбекистан). Конечно, что может помнить 3-хлетний
мальчик о нашем городе? Я по себе сужу, я родился в
городе Фурманове Ивановской области. Меня оттуда увезли
когда мне был 1 год. Я думаю, сейчас Абдулову было бы
интересно приехать, и не только в память об отце и на
торжественное открытие мемориальной доски, но еще и
посмотреть, что в этом городе происходит. В последнее
время мы вели переговоры с директором Александра Абдулова.
Можно даже было бы сделать не частный визит, а привезти
спектакль с его участием, я считаю, это было бы интересно
и тюменцам, и тоболякам.
Юлия Бурова:
— К сожалению, наша встреча завершается. Сергей Владимирович,
у вас есть возможность обратиться к посетителям сайта
ИА «Тюменская линия».
Сергей Радченко:
— Я был очень рад тем вопросам, которые поступили в
адрес агентства <Тюменская линия>, замечательно, что
вы придумали такой проект как интернет-конференции,
он действительно очень интересен. Категория этих вопросов
— очень заинтересованная, а не просто формально равнодушная.
Люди действительно интересуются, а что происходит в
театре, что происходит в Тобольске. И мне вот этот интерес
очень важен, ведь мы очень пристально вглядываемся в
тех людей, которые приходят в зрительный зал, спектакль
рождается только тогда, когда появляется зритель. Не
актер, который играет спектакль, он самодостаточен в
этом отношении — нет четвертой стены как таковой, а
спектакль рождается только тогда, когда кто-то смотрит
со стороны, извне. Мне очень приятно, когда люди отмечают,
что театр — это не только место, где можно время провести,
организовать свой досуг и как-то развлечься, а вместе
с актерами прожить какой-то остаток жизни своей. Меня
очень радует, что спектакли вызывают неподдельный, живой
интерес, и не только актерская игра, хотя у нас действительно
очень хорошие, теплые спектакли, но и неподдельный,
интерес человеческий интерес к театру.
Юлия Бурова:
— Мне всегда было интересно — а актеры видят глаза людей
во время спектакля? Наблюдают за реакцией зрителей?
Сергей Радченко:
— Не всегда. Если это выстроено режиссером а-порте,
раньше это было в классическом театре — вы играем, общаемся,
а потом напрямую обращаемся к зрительному залу, к публике
— тогда конечно глаза видны. Есть понятие <четвертой
стены>, когда общение происходит здесь, и нет влияния
со стороны зрителей. Но все равно это ощущение власти,
власти и управляемости зрительного зала — это ни с чем
не сопоставимое чувство и непередаваемое оно только
на уровне каких-то глубинных ощущений. Зрительный зал
это понимает и ведется. Или если это малый зал, когда
действительно запланировано прямое общение со зрителями,
когда идет апелляция к зрителю. К примеру, так происходит
в спектакле <Игроки>. Когда закончился спектакль, актеры
выходят на поклон, и каждый обращается к конкретному
зрителю, но это уже не спектакль, это уже поклон, это
то, что осталось за спектаклем, за сценическим действием,
но, тем не менее — спектакль продолжается. Вот там идет
прямой диалог со зрителем — каждый актер ищет глаза
зрителя в зрительном зале. Такие моменты есть.