СВОЙ ВЗГЛЯД ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ поджигатель Храмов
|
СИБИРСКАЯ ПАНОРАМА
16 ИЮНЯ 2005 г.
Побеседовал: Дмитрий КАРАСИЕР
Фотопошутил: Дмитрий АЛФЕРОВ
|
По преданию, дивной красоты храм богини Артемиды в Эфесе был сожжен человеком по имени Герострат. Базарный торговец мечтал войти в историю, пусть даже и ценой вандализма -мечтал и добился цели... Почему до сих пор имя этого человека живет в истории?.. Почему о его деянии пишут книги и ставят спектакли?.. Почему лучшей творческой работой (главной мужской ролью) сезона в тобольском театре признана роль Герострата в исполнении Василия Микульского?.. Спросим об этом самого артиста.
Василий Микульский: Таково свойство человеческой
памяти. Общество предпочитает ничего не знать о простых
честных и порядочных людях и скоро забывает героев... А
вот злодеев и душегубов запоминает накрепко. Причем, чем
масштабнее их злодейства, тем более "жирными буквами" эти
имена вписаны в историю. Чаще всего это правители и полководцы
(от Калигулы до Гитлера), но ухитрился попасть в этот список
и простой человек по имени Герострат... Причем, ценой единственного
поступка.
Корр.: Постой-погоди,
Василий... Ты считаешь, что в историю входят только благодаря
злодействам и вандализму?
В. М.: Конечно, не "только"...
Мы кое-что помним о древних поэтах и писателях, ученых и
художниках, но кровь, пролитая Македонским, Грозным и Наполеоном,.,
разрушенные ими города - все это так крепко запомнилось
человечеству, что продолжает "впечатлять" творческих людей
и сегодня... И заметь, читающей и смотрящей публике жизнеописания
убивцев поинтереснее, чем жития святых.
Корр.: Вот я и "поймал"
тебя, Василий! А как же тот, кто "всего лишь" проповедовал
Добро и Любовь, но известнее, чем любой из перечисленных
тобой "героев"?
В. М.: Так ведь ОН не
только проповедовал, но исцелял и творил Чудеса... Тут все
дело в том, кто как позиционирует Христа. Если ты Веруешь
в Христа - Господа нашего, то не о чем спорить -Его нечего
и сравнивать со смертными, даже "великими"... Но немало
людей считает Иисуса всего лишь сыном человеческим, а христианство
- результатом удачной "раскрутки образа". Вот они-то и есть
современные "Геростраты".
Корр.: А ты как считаешь?
В. М.: Вопрос религии
не подлежит публичному обсуждению. Каждый видит Спасителя
по-своему... Скажу только, что многие деятели от церкви
(различных конфессий) сделали потребность людей веровать
в Бога неплохим способом для личного обогащения и властвования...
Не все, но многие. И они тоже "геростраты", уничтожающие
Храм не материальный, а духовный.
Корр.: Как же ты сам относишься
к Герострату?.. Уж больно роль убедительно получилась...
В. М.: Здесь весь вопрос,
к какому? О реальной исторической фигуре Г. известно немного...
Храм сжег... Чудо света! Скверный, наверное, был дядька...
А вот персонаж пьесы Горина не так прост и довольно близок
мне. Думаю, что автор не призывал только уничтожить вандала
физически, а затем "забыть Герострата" - это было бы не
"по-горинс-ки" просто... Базарный торговец и мелкий мошенник
осмелился однажды на Поступок... варварский, но Поступок.
Встав "над толпой", он понял, что может повелевать ей, используя
подлость окружающего мира. Вот о борьбе с этой "подлостью",
как мне кажется, и рассказал Григорий Горин в своей пьесе...
Сам по себе Герострат не так уж и страшен, и Храм - это
не просто "прекрасное архитектурное сооружение"... Страшна
толпа, в каждом элементе которой скрывается свой собственный
"геростратик",.. толпа, В ДУШЕ которой не построен Храм.
Корр.: Толпа безнравственна,
но Герострат - верх подлости и лицемерия?..
В. М.: Затем-то он и необходим
обществу... Для того, чтобы мы увидели, как низко может
пасть человек... Но в пьесе Горина и нашем спектакле он
нужен еще и для того, чтобы показать, как легко люди идут
на поводу любой сомнительной идеи, когда она умело подана.
Корр.: Пьеса написана
в 1970 году, но... как актуальна...
В. М.: Что еще раз доказывает,
что мы были современниками Великого драматурга. Действие
пьесы разворачивается в четвертом веке до новой эры, но
в ней есть все приметы современности... Все, что угодно:
грязные полит-технологии, "раскрутка" сомнительных личностей,
продажные силовые структуры, олигархическое влияние, манипулирование
общественным сознанием... Все!.. Даже идеологические обоснования
терроризма...
Корр.: Ты видишь своего
героя террористом, звездой шоу-бизнеса или... революционером?
В. М.: ...и революционером
в том числе... Мне кажется, что Горин устами своего героя
призывает к главной из свобод - Свободе МЫСЛИ, "уговаривает"
нас научиться смотреть на тему с различных сторон... Ведь
и само понятие "Храм" далеко не однозначно. Скажем, для
пьяницы кабак -это храм, для игрока - казино... Ведь никто
из нас не был в древней Греции, но... Опроси людей на улице,
и 99% готовы казнить Герострата, только лишь узнав, что
он чего-то там сжег. И сам автор лукавит, призывая "забыть
Герострата" - хотел бы "забыть", так и писать о нем не стал.
Он сознательно противопоставляет своего героя обществу и
государству (а пьеса написана во времена "завинчивания гаек")...
Государству во все времена выгодны рабы, а не свободные
люди способные выбирать. Горинскш" Герострат - не раб, но
Человек открывающий людям глаза. Хот; его теория: "Делай,
что хочешь богов не боясь и с людьми ж считаясь!" - по-своему
красива но очень опасна.
Корр.: Вернемся к началу
раз говора... Почему в историю вхо дят "мегазлодеи"?
В. М.: Когда бы я знал...
Ник то, наверное, не знает... Никто не помнит обычных людей,
ко торые просто живут сообразно Заповедям; грешат, но искрен
не каются; работают, любят, вы ращивают детей, не помышля:
о славе... Ведь именно о ни последние слова пьесы. По мнишь?
Клеон: Они восстанавливаю храм Артемиды... Человек театра: Кто? Клеон: Они... Эфесцы... Человек театра: Их имена? На зови хотя бы одно имя... Это та важно для нас... Ну? Клеон беспомощно: Не помню. Человек театра: Вспомни Клеон! Несправедливо, что он всегда остаются безымянным! Вспомни!..
Корр.: А ты жаждешь славы
ил предпочтешь остаться безымянных
В. М.: А для чего я тогда
в те атр пошел?.. Не ради заработка ж Артисты тоже "геростраты"
свое го рода... Только вот... Храмов не поджигаем...
|