В
первый же год начала существования Драматического общества на сцене
Тобольского театра шли пьесы Н.В. Гоголя "Мертвые души", "Женитьба",
А.Н. Островского "Светит, да не греет", "На бойком месте", В. Шекспира
"Коварство и любовь". Если до сих пор губернское ведомство считало
театр увеселительным местом, то теперь увидело протест бесчинству
со стороны правящих кругов.
Члены
Драматического общества делились на членов-исполнителей и членов-любителей.
Первые участвовали в спектаклях, вторые поддерживали общество членскими
взносами и прочей посильной помощью.
Членами Драматического общества
были представители местной интеллигенции: врачи, учителя, служащие
учреждений, чиновники. В их числе были уважаемые в городе и в губернии
лица: В.В. Радлов, А.С. Суханов, А.А. Сыромятников, И.А. Лыткин,
П.В. Шалашников, Корниловы и другие. Некоторые из них были наделены
природным актерским талантом, обрели сценический опыт, играя на
любительской сцене и участвуя в спектаклях гастролирующих трупп,
и могли бы свободно выступать в профессиональном театре. Это, в
первую очередь, относится к В.П. Густылевой. Значительного успеха
в отдельных ролях добивались О.В. Лысогорская, обе Кондратович,
В.Е. Самарина, Е.И. Фадеева, Н.В. Поликовская, Т.Г. Попова, Н.А.
Шамовская, А.М. Садков, А.С. Суханов, Я.Н. Сорокин, В.В. Радлов,
Н.А. Лыткин и другие.
Основными
пьесами спектаклей Драматического общества в первое десятилетие
его деятельности являлись: "Гроза", "Тяжелые дни", "Не так живи,
как хочется", "В чужом пиру похмелье", "Доходное место", "Праздничный
сон - до обеда", "Трудовой хлеб", "На бойком месте", Не в свои сани
не садись", "Бедность не порок", "Свои люди - сочтемся", "Поздняя
любовь" А.Н. Островского, а также написанные им вместе с Н.Я. Соловьевым
пьесы "Счастливый день", "Женитьба Белугина", "Дикарка", "Светит,
да не греет", пьесы Н.Я. Соловьева "Сцены в деревне", "На пороге
к делу" и комедия "Прославились".
Полтора
десятка произведений лучшего русского драматического писателя А.Н.
Островского - весомый вклад в дело нравственного и эстетического
воспитания жителей Тобольска. По причине неграмотности для многих
творчество Островского стало доступно только посредством сцены.
В силу того, что доходы от спектаклей, в основном, носили благотворительный
характер, для увеличения сбора цены на билеты были "возвышенные",
недоступные для простого люда, то есть рабочие, ремесленники, мелкие
служащие, солдаты были отлучены от драматического театра.
|