В связи с событиями 1825 года (восстание декабристов
на Сенатской площади) в Тобольск прибыли декабристы: П.Сумароков,
А.Пестель, Н.Сумароков, М.Фонвизин. Позднее прибыли В.Кюхельбекер.
И.Анненков, Г.Батенков, А.Муравьев, П.Свистунов.
Декабристы отводили театру значительную роль в воспитании масс. Еще до ссылки в литературном обществе "Зеленая лампа" они разрабатывали вопрос о назначении театра и актерского мастерства.
Дома декабристов становились центрами культуры:
проводились литературные вечера, диспуты о роли театрального искусства
в общественной жизни.
Декабристы помогали составлять репертуар,
который воспитывал истинных патриотов, ненавидящих тиранию. В актерском
искусстве поддерживали зарождающиеся реалистические традиции, ратовали
за создание русской школы актерского мастерства.
Ставятся пьесы В.Кюхельбекера (1797-1846 г.г.) "Иван, кузнецкий сын", "Аргивяне", где обнажается жестокая и слепая жажда наживы, губительная власть денег. Были поставлены пьесы "Гарибальди" и "Разбойники" Ф.Шиллера в переводе Вильгельма Кюхельбекера.
Уроженец Тобольска декабрист Г.С.Батеньков
(1793-1863) трудился над своими сценическими призведениями, переводил
В.Шекспира.
Декабрист П.Н.Свистунов. будучи музыкально
образованным человеком, участвовал в музыкальных и театральных вечерах,
возглавлял в Тобольске хор церковных певчих, создал оркестр, струнный
квартет и фортепианные трио-коллективы. Квартет исполнял вариации
на народные песни, которые соло пел П.Свистунов. Декабристы-музыканты
выступали не только в губернаторском дворце, в клубах и собраниях,
но и в тюрьмах. Благодаря их влиянию репертуар театра принял демократическое
направление, на сцену все настойчивее проникают пьесы русских и
зарубежных авторов.
|