"Люди, этот храм сжег я. Мое имя Герострат"

ТОБОЛЬСКАЯ ПРАВДА
18 декабря 2004 года
А.Щербинина

300-й театральный сезон в государственном Тобольском драматическом театре им. П.П.Ершова богат на премьеры и интересных режиссеров-постановщиков.
Очередная премьера - трагикомедия Г.Горина "Забыть Герострата", поставленная на тобольской сцене молодым режиссером из Санкт-Петербурга Т.Захаровой, явилась для нашего города настоящим культурным событием.
Правда, декабрь выдался на удивление холодным, и спектакль проходил не в аншлаговом режиме. Но те, кому посчастливилось побывать на премьере, уходили глубоко потрясенными, говорили, что такого давно не видели в Тобольском драмтеатре.
События, которые разворачиваются на сцене, уносят зрителя в 356 год до нашей эры, в г. Эфес, который постигла страшная участь. В течении 120 лет возводили эфессцы храм Артемиды, величественный и прекрасный, это был коллективный труд нескольких поколений. И вдруг в одночасье по воле злого рока, а точнее мелкого торговца Герострата, храм, охваченный пламенем, был уничтожен. А Герострат вот таким совершенно чудовищным образом обеспечил себе место в истории. Причем, что странно, мы не помним имена тех, кто проектировал и строил храм, а вот злодей Герострат, посягнувший на святое, увековечил свое имя. Даже в "Советской энциклопедии" можно прочесть следующие строки: "Герострат, грек из г.Эфес (М.Азия), сжег в 356г. до н.э., чтобы обессмертить свое имя, храм Артемиды Эфесской (одно из семи чудес света). Перен. - честолюбец, добивающийся славы любой ценой".
Если вы не сильны в истории, пусть вас это не смущает и не останавливает - событийная канва спектакля весьма доходчива и не требует особой подготовки от зрителя. В историческую эпоху вы окунетесь довольно легко. В этом особая прелесть Горина-драматурга. Динамика действа идет по нарастающей. С первого и до последнего акта вы - пленник, ваше внимание приковано к сцене, вы жадно ловите реплики героев, пытаетесь объяснить их поступки. "Из-за великой любви строят, а не поджигают храмы" - слова Клеона (арт. О.Пешков, арт.С.Грязнов), верховного судьи, антипода Герострата, глубоко западают в душу. Другая же реплика: "О своем поступке Герострат говорит с упоением Творца" - наводит страх.
О, как бы хотелось, что бы мудрый и честный Клеон оказался прав, говоря узнику: "Ты плохо знаешь людей, они забудут тебя, как забывают страшные сны". Но тут он ошибся. Пусть в отрицательном контексте, но имя Герострата звучит, оно стало нарицательным. Более того, каждая эпоха рождает новых Геростратов, попирающих общечеловеческую мораль, преступающих все законы, бросающих вызов человечеству. Наше время породило Бена Ладана, Шамиля Басаева… Выходит, что сколько бы не эволюционировало человечество, зло - его постоянный спутник, и постоянная борьба добра со злом - наш удел. Ненаказанное зло разрастается как снежный ком, но и наказанное успевает обронить гнилые семена в души и умы людей. И найдутся такие, что возведут Герострата в ранг героя, посчитав, что наглость и дерзость человека бывает сильнее Богов, тем более, когда он в конце жизненного пути принимает мученическую смерть.
Роль Герострата в спектакле блестяще сыграл артист Василий Микульский. Долгое время этого актера держали на вторых ролях. И вот главная роль - и такой успех! Сложнее этой актерской работы не придумаешь. Герострат Микульского меняется ежеминутно, действуя в соответствии с моментом: то он груб, то дерзок, то выступает в роли обольстителя, то вдруг откровенен, как дитя, то проявляет недюжинные умственные способности, то демонстрирует ограниченность простого торговца. Он выкручивается, как угорь на сковородке, ходит по острию ножа, но делает все возможное и невозможное, чтобы увековечить свое имя. Герострат жаждет славы и считает, что на пути к ее достижению все способы хороши. Поражают необычайная пластика, органика, мимика Микульского. Его злодей вызывает большой интерес у зала, он - загадка, которую каждый хотел бы разгадать.
Весь актерский ансамбль, занятый в спектакле, с поставленными задачами справился блестяще. Очень колоритен тюремщик (арт. П.Жук), умело путается под ногами у исторических персонажей Человек театра или Гость из другой эпохи, которому отводится лишь роль наблюдателя, но он, зачастую не выдерживая, вмешивается в ход событий (арт.К.Орлов, арт.И.Колдачев). А каков повелитель Тиссаферн (засл.арт.Р.Ф. Н.Макаренко)! Он готов первым преступить закон, который сам же и издавал, готов пойти на тайный сговор с преступником. У него на то свои мотивы. Его супруга-красавица Клементина (арт.Н.Хрипачева), во всем привыкшая быть первой, очень тщеславна. И ее расказни про великую любовь Герострата - лишь затравка. Ради славы она бы еще и не на такое пошла, да и идет.
Успех спектакля во многом зависит от режиссера. Т.Захарова смогла не только увлечь актеров интересными идеями, но и помогла им раскрепоститься, максимально раскрыть свой творческий потенциал. Что из этого вышло, оцените сами, спектакль еще только начал жить на тобольской сцене. И встреча с Геростратом у вас впереди.
Я же, думая о спектакле, вспоминаю несколько символов на сцене - макеты храма Артемиды, небоскребов-близнецов, Тобольского драмтеатра-теремка, храма Христа Спасителя и других - все они были разрушены. И всплывает в памяти оптимистическая концовка спектакля - люди вновь взялись за постройку храма.



Hosted by uCoz