Сказка - ложь?

СИБИРСКАЯ ПАНОРАМА
от 10 марта 2005г
Дмитрий Карасиер

Уважаемые читатели "СП", Граждане сво-бодного Тобольска! Чаще ходите в драматический театр. Хороший спектакль способен не голько развлечь и пробудить в вас чувства добрые... Например, я под впечатлением премьерного "Конька-Горбунка" внезапно "заговорил"... рифмованными строками. Артисты тобольские, художник тюменской драмы, режиссер - московит и, конечно, Петр Палыч сподобили... Итак, несколько рифм на тему 'Возвращение Конька-Горбунка":

За горами, за лесами,
За широкими моря...

Откладывая в сторону книгу, опоминаюсь...

Что я, старый хрыч, морожу, честну публику тревожу,
Мы же здесь не в загранице, не в Париже, али Ницце,
Мы в Тобольском городке, где все помнят о Коньке!
Эту сказку всякий знает, что к чему там понимает,
Но сегодня мы опять станем
Ваню вспоминать,
Как наш Ванька жил-тужил, как с Коньком Иван дружил,
Как от прихотей царя мог башку сложить зазря...

Да... Не Ершов, конечно... Далеко "не"... Ну, не осенил Господь талантом... далее "в прозе".
Петр Павлович Ершов является частью исторического достояния Тобольска. Когда мы рассказываем "гостям города" о знаменитых земляках, то в числе первых называем его имя... Правда, дом не сохранили и памятник проворонили", но это все вполне соответствует духу героев ЕГО СКАЗКИ... Итак, мы несказанно гордимся Ершовым, ведь и сам Пушкин... о-го-го... восхищался... Да что "восхищался" - просто... завидовал арап нашему Петру Палычу... Не стану, говорил, сказки более складывать, оставлю на фиг этот род занятий... Вот он каков, Палыч-то наш... Примерно так думаем мы, а сказки-то... НЕ ЗНАЕМ. Нет, конечно, помним про то, что у крестьянина три сына, как коварный спальник обличал Ивана за то, что он скрывает не злато, не сребро... Твердо заучили историю про чудо-юдо рыбу-кит, про визит дурака к Месяцу Абра... пардон - Месяцовичу... И все-таки настаиваю - НЕ ЗНАЕМ мы... ну - я НЕ ЗНАЮ сказки... А вот приехал в Тобольск режиссер Алексей Молостов и рассказал нам ее, да так, что призадуматься пришлось... Крепко призадуматься.
Тобольским ценителям театра Молостов хорошо (и по-хорошему) знаком... Поставленный им три года назад "Таня-Таня" перевернул сознание не только зрителей, но и актеров. Тогда А. М. показал нам, КАКИМ МОЖЕТ быть театр,., сейчас - КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ... Рассказывать о спектакле на страницах газеты трудно. Тем более, о детище режиссера, работы которого пронизаны особой атмосферой, полны странной ТАЙНОЙ...
Холодный ветер гудит за окном... По комнате с низким потолком расхаживает... нет -бродит Поэт. Он подбирает слова, складывает строки. В его руках перо, но это не просто "письменная принадлежность". Перо, как дирижерская палочка, которой автор руководит хором своих героев... Гигантское перо в чернильнице также не только - "эффектная деталь декорации"... Это - парус, может быть - крыло невиданной белоснежной птицы. Такие птицы, должно быть, населяют райские кущи... Такие паруса лепестками разбросаны по морской синеве... Ершов реальный сочинял сказку девятнадцати лет от роду, в петербургский период... Но на сцене мы видим не юношу. Стало быть, не создание сказки перед нами... И не Санкт-Петербург за окном. Сибирский стылый ветер колышет перо-парус... Холодная комната заполняется странным народом.
Пусть предыдущий мрачноватый абзац не отпугнет от спектакля любителей ярких веселых зрелищ. Молостов остался верен себе, а он мастак по созданию Праздников, и это охотно признает даже такой гранд", как Марк Захаров. Спектакль настолько фееричен, что впору бы запутаться в сумасшедшей смене мизансцен, образов и костюмов, но логика создателя этого бешеного карнавала неумолимо ведет нас сквозь все хитросплетения действа... Новая версия "Конька-Горбунка" - это ярмарка, гульбище, порой светлый церковный праздник. Но все же... Смотришь на эти игрища и забавы и понимаешь, что в расшитом рукаве задорной молодухи может таиться скляница со смертным зельем, а за голенищем лакового сапога у добра-молодца непременно сыщется верный дружок - вострый ножичек... Однозначно светел лишь образ Ивана, но и к нему, на всяк случай, спиной лучше не поворачиваться.
В спектакле ощутимо присутствует Время, движение его поступательно, но НЕ неумолимо... Герои активно живут в ритме диковатого танца, и, видимо, оттого действие, несмотря на эпичность, парадоксально легко и динамично. Похождения Ивана-Дурака в новом спектакле тобольского театра - есть настоящая энциклопедия русской жизни. Нет, вы не увидите "подлинных исторических костюмов", но образы, созданные Алексеем Молостовым и художником-сценографом Алексеем Паненковым, удивительно точны... Пресловутая энциклопедия возникает на наших глазах,., она "записывается" на костюмах персонажей, на деталях декораций и, конечно, в мироощущении зрителей. Записывается пером, но так накрепко, что уж никаким топором сию энциклопедию не вырубить...
В спектакле множество неожиданных поворотов и непредсказуемых решений. Мы хорошо знаем сюжет, но режиссер предложил своё видение сказки - очень "Ершовское", истинно сибирское и, по-моему, верное... На финальный поклон все, доселе многоцветные, герои Ершовской истории вышли "в белом", и мне тотчас припомнились стихи о странствиях другого Ваньки: Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки,., как водил Ванюша солнышко на золотой уздечке... Душа гуляла... Душа летела... Душа гуляла в рубашке белой... Старая сказка отправилась в новое плавание по бурным волнам современного театра... Попутного ветра ей в белоснежный парус-перо...



Hosted by uCoz