"Ершовка" в формате реального времени

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕГОДНЯ
26 марта 2008 г.
А. Щербинина

С Сергеем Радченко я встретилась сразу по его возвращении из Вены, где в полную силу правит бал европейская весна - температура воздуха плюс 10-15 градусов, зеленеет травка, цветет миндаль. Родной же Тобольск встретил легким морозцем, ослепительно белым снегом, в общем-то редким для этого времени года даже для Сибири, и массой неотложных дел.

- Сергей Владимирович, как вас в Вену занесло? - Это была рабочая поездка, инициированная ассоциацией театров Урала, куда Тобольский драматический входит как одна из старейших сцен России. Мне посчастливилось принять участие в работе семинара "Исполнительские искусства: нарастающий кризис?"

- Какова цель поездки?

- Установление международных контактов. Просто замечательно, что они завязались. Но о результатах можно будет говорить тогда, когда состоятся ответные визиты, а, возможно, и обменные гастроли. Хотя кое-какая конкретика уже есть: в частности, через консульство Венгрии в Екатеринбурге разрабатывается маршрут Сибирь - Урал - Венгрия - Австрия, в который включен и наш город. В Вене и Будапеште проводится много фестивальных программ, в одной из которых мы, возможно, поучаствуем. Надеюсь, удастся привезти в Тобольск "Щелкунчика" - спектакль Будапештского театра кукол и "Волшебную флейту" Моцарта - постановку Венского театра марионеток. А вот гастроли зарубежных драмтеатров - вопрос проблематичный, так как восприятию их спектаклей может помешать языковый барьер.

Интерес у зарубежных коллег вызвал готовящийся к постановке на сцене Тобольского драмтеатра "Конек-Горбунок" - спектакль, в котором на сцене и куклы, и актеры, и юные зрители. Это направление достойно развито в европейских театрах. Так что наш "Конек" может стать своеобразным брендом Тобольского драмтеатра и открыть двери в Европу.

- Что интересного открыли для себя в театральной Европе?

- Все театры мира похожи, особенно закулисная часть, декорации. Мы получили возможность посетить ведущие театры Австрии и Венгрии, в частности, Венский бургтеатр, знаменитую Венскую оперу, театр оперетты в Будапеште. Меня интересовало все: состав трупп, техническая часть, принципы, по которым организуется менеджерская работа, условия финансирования, репертуар.

- Кстати, в почете ли там русские драматурги?

- В Венгрии востребован Чехов. В театрах идут "Чайка", "Три сестры". В Венском бургтеатре в репетицию взяли "Братьев Карамазовых" Достоевского. В основном же в репертуаре - Шекспир и современная драматургия.

- Что вам особенно импонировало в европейских странах?

- И австрийцы, и венгры любят свою родину, хорошо знают историю и гордятся ей. Прямое тому доказательство - здания театров, разрушенные или сильно поврежденные в годы Второй мировой войны, заботливо восстановлены. В Вене меня поразило огромное количество сувенирных лавок. Свои бренды европейцы используют очень мощно. Не удержался от соблазна и я - привез с родины Моцарта знаменитый венский торт, при выпечке которого используется старинный рецепт кайзеровского повара, и конфеты с портретом Моцарта на обертке.

- А вы возили в Европу наши сувениры? - спросила я Сергея Владимировича, а про себя подумала: жаль, что у нас нет конфет с портретом сказочника Ершова и уж, конечно, не сохранены рецепты приготовления фирменных блюд, которыми потчевали тобольских губернаторов.

- Сувениров я с собой не брал. Считаю, они будут ценны, лишь когда зарубежные коллеги побывают у нас. В Вене поразило, как умело горожане вплетают искусство в быт, поэтизируя его через сувенирную продукцию. Тобольску как туристическому центру Западной Сибири явно не хватает всего этого.

- Вернулись вы, насколько я знаю, не к разбитому корыту…

- Честно говоря, я не любитель форсировать события, а сторонник разговоров о конечных результатах. Но уж коль зашла речь, скажу. Городу необходимо иметь театральное здание, которое бы соответствовало статусу "Ершовки" как старейшего театра Сибири. Благодаря грядущим переменам мы перейдем на качественно иной уровень материально-технической базы. Техническое задание, утвержденное заместителем губернатора Натальей Шевчик, включает в себя увеличение сцены, расширение большого зала до 500 мест, реконструкцию малого зала. Кроме того, увеличится этажность здания, а за счет выноса стен в сторону Комсомольского проспекта расширится и его площадь.

- Но тогда мы лишимся театральной площади? - не удержалась я от вопроса.

- Она просто станет поменьше, но, поверьте, получит даже более привлекательный вид. Омским институтом спроектировано благоустройство прилегающей к театру территории… А ведь в мегаполисах некоторые театры вообще начинаются с крыльца, например, театр музкомедии в Екатеринбурге. Так что мы в более выгодном положении.

Увеличение же наших площадей, во-первых, позволит улучшить условия труда работников театральных цехов, соблюсти правила хранения декораций, костюмов, реквизита. Во-вторых, мы наконец-то сможем вынести театрально-музейные экспозиции в зрительную зону и сделать их достоянием для любителей сценического искусства.

- Реконструкция не приведет к тому, что театр на какое-то время закроется?

- Надеюсь, она не помешает плановой деятельности театра, и реконструированный первым малый зал сможет на какое-то время заменить большой. Думаю, строительные работы завершатся через год-два. Финансировать наш объект будет область. Сумма уже утверждена, она довольно солидная. А пока можно говорить о том, что состоялся конкурс на проектно-изыскательские работы, предстоит подвести его итоги.

- О теремке уже вообще забыли?

- Насколько я знаю, город не отказывается от идеи восстановления здания народной аудитории, но уже не в контексте театра… Пусть это будет площадка для концертно-просветительской деятельности, объект внимания туристов.

- Где труппа Тобольского драмтеатра встретит свой профессиональный праздник?

- Гастрольный график у нас довольно плотный. Сначала - поездка в Ишим…

Стоит, наверное, сказать, что проект "Неотжитое время", в рамках которого на тобольской сцене ставится трилогия Сухово-Кобылина, вызвал большой интерес, причем на европейском уровне. Ко мне даже обратились с просьбой выслать видеозапись спектакля "Дело", так как сегодня он не идет ни в одном театре, кроме нашего. В Тобольске "Дело" поставили в 1908 году, и вот через 100 лет снова премьера. С "Делом" мы приглашены осенью на фестиваль театров малых городов России, который нынче будет проходить в Лысьве.

Международный день театра встретим в Каменске-Уральском, на гастролях. Уральскому зрителю покажем "Не жалею, не зову, не плачу", "Сокровище Бразилии" и в День театра - "Хозяйку гостиницы" - спектакль, который, по моим ощущениям, является очень театральным. Не оставим без духовной пищи и тоболяков. 27 марта на тобольской сцене в последний раз будет сыгран спектакль "Театр. Шум за сценой" по пьесе Майкла Фрейна. В апреле нас ожидают гастроли в Тюмени. Жителям областного центра предложим "Игроков" Гоголя. В это время тоболяки будут принимать у себя труппу из Каменск-Уральского театра. Все наши гастроли, что весьма важно, развивают проект "Театральный маршрут", сопровождаются выездной выставкой, рассказывающей об истории Тобольска, театра, об акции "Голосуй за Тобольский кремль". А следовательно, театр вносит свою лепту в дело развития познавательного туризма. Мы обладаем поистине большим культурным наследием, которое пока не используется в полной мере. Думаю, это направление будет поднято на качественно иной уровень с открытием губернского музея в Доме наместника, где появится зал, посвященный истории театра.

Елизавета ГАНОПОЛЬСКАЯ



Hosted by uCoz