"Спасти зэ-ка ЕСЕНИНА!"

СИБИРСКАЯ ПАНОРАМА
31 августа 2006 г.
Дмитрий КАРАСИЕР
Фото: Василий МИКУЛЬСКИЙ

На театре время измеряется не годами, как у "нормальных людей", но сезонами. Прошлый, ставший уже достоянием городской истории, был юбилейным. Он венчал 300-летний путь от религиозных мистерий семинаристов, через гастроли заезжих антреприз к стационарному театру, который известен ныне и за пределами Сибири... Сезон оказался для ТДТ и Тобольска (театр - важная составляющая города), как принято ныне говорить, - "знаковым". События насытили его так плотно, как, кажется, никогда прежде... И о каждом из них мы подробно говорили с вами, уважаемый читатель... О каждом? А вот и нет! Две премьеры "остались на моей совести". Два спектакля, завершившие сезон.

Беседу о постановке Валерия Медведева ("Дорогая Памела") отложим, пожалуй, до сентябрьских чествований главного режиссера ТДТ... А вот должок спектаклю "Не жалею, не зову, не плачу..." надобно возвернуть не медля.


Очередной сезон еще не открылся, а в театре царило необычайное оживление - шла работа над телеверсией спектакля "Не жалею, не зову..." Специально для этого из Питера прибыли: режиссер-постановщик Михаил Апарцев, специалист по телевоплощению Сергей Лемех и художник-сценограф Татьяна Молчанова. Доселе ни один спектакль ТДТ так серьезно - три оператора (от ТРК "Тобольское время"), специальное световое оборудование, многодневный процесс - "на пленку" не фиксировали. На финальной части съемок - спектакле на зрителя - мне удалось присутствовать.

Непривычная атмосфера (освещенный зал, множество проводов, камеры) поначалу несколько сковывала публику... Те, кто ориентировался исключительно на заявленный в афише жанр (документальный детектив), были обескуражены и дебютом спектакля - никакой лихой завязки, только стихи Есенина, переходящие в песню "Зашумели над затоном тростники" (музыка небезызвестного Юрия Кобзева). А в декорациях, вроде бы досконально воспроизводящих интерьер официального кабинета, на том месте, где должно быть "картинке с Владимиром Владимировичем", - большой портрет Сергея Александровича..." Так. Куда мы попали? - задумался кое-кто в зале. - Что за литературно-музыкальная композиция "по мотивам"? Где детектив?

И вдруг (свое режиссерское дело Михаил Апарцев знает) все мгновенно переменилось. Мелким бесом вкатился в стихотворно-песенную обстановку некто "Ротиков", и ох как встрепенулась вдруг строгая "Елена Александровна"... Зритель тотчас догадался - быть здесь интрижке. Впрочем, "голубки" не очень-то шашни свои скрывали, хотя и были, между прочим, "при исполнении"... Собственно, все действующие лица были заняты серьезным делом - на наших глазах происходило заседание той самой комиссии, которая во многом определяет, в каком месте фразы "казнить нельзя помиловать" поставить решающую запятую.

И нет никакой натяжки во фразе "на наших глазах происходило заседание". Не спектакль "про", но, именно, заседание, ибо автору пьесы "Не жалею ..." Алексею Козыреву доподлинно известно, как в действительности "это бывает" - он является председателем Комиссии по помилованию С-Петербурга.

На сцене председателя комиссии Мартова играет Павел Жук. Поначалу, действительно, "играет" - этакий сибарит-романтик при бабочке, лениво перебирающий гитарные струны. Но когда борьба за судьбу "просителя о помиловании" зэ-ка Есенина и жизнь его младшего брата обостряется, меняется и Мартов - он становится настойчивым и жестким.

Единым фронтом с председателем выступают: врач, носитель странной фамилии - Кактус (артист N.) и голосистый персонаж Артист (Олег Исаков). Они так же ни на секунду не сомневаются в том, что повязка на глазах Фемиды не признак слепоты, но знак беспристрастности.

А вот уже упомянутая Елена Александровна (Лиана Токарева) не столь либеральна... Эта дама - "очень ответственный секретарь" и большой формалист. Она любит и полностью разделяет убеждения возлюбленного... Ей предстоит во многом разочароваться, многое переоценить.

В уста "милиционера и депутата" Ротикова (Сергей Радченко) автор пьесы вкладывает хорошо знакомые рассуждения, весьма популярные ныне в обществе. Прибегая к испытанным демагогическим приемам, козыряя доводами разряда: "а Чикатило тоже помиловать прикажете?", Ротиков нашел было сочувствующих и в нашем зрительном зале... И только случай расставил все по местам. Случай и желание драматурга... Жизнь, к сожалению, чаще демонстрирует нам другие примеры.

Мною перечислены были основные действующие лица (и исполнители) спектакля, но зрителям были въяве представлены и те, кто согласно пьесе на сцене появляться не должен... Но, как же без них? - справедливо решил Михаил Апарцев, и в арках у порталов возникали: Есенин-старший (Константин Орлов) и его Мать (Елена Малова); Врач колонии (Н. Макаренко) и Охранник (Василий Микульский). В полной мере осваивали сценическое пространство: Есенин-младший (Павел Трофимов), водитель-эстет Виктор (Евгений Пономарев) и оператор чистоты (Альбина Шафирова).

Есть в спектакле еще одно "действующее лицо"... ПОЭЗИЯ... Стихи Есенина звучат из уст героев, оттеняя их настроение, передавая ощущения, оправдывая поступки... Иногда казалось, что их (стихов) уж очень много, или "а я бы выбрал другие", но в любом случае Есенин "был уместен"... Очень сильным ходом режиссера стало включение "Монолога Хлопуши" (поэма "Емельян Пугачев") в прочтении самого Сергея Есенина и (к финалу) - Владимира Высоцкого...

Были, конечно, и песни - музыка, пропитавшая поэзию Есенина, не могла не прозвучать со сцены... Гитары и голоса... Павел Жук и Наталия Пономарева... Кто слышал, как ЭТО бывает - поймет, о чем это я (прочие - бросьте камень).

В целом, спектакль заинтересовал, хотя и не стал для меня великим потрясением. Упрекнуть его создателей не в чем... Некоторая банальность, иногда сквозящая в драматургическом материале, мастерски нивелирована режиссером - акценты при этом резко обозначены, конфликт осязаем почти рельефно... Актерские работы также вполне убедительны. Может быть, такого мощного ансамбля, как в "Игроках" или "Бернарде", и не возникло, но уж зато каждый сумел сполна проявить свои сильные качества.

Очень важно то, что драматургу, режиссеру и артистам удалось рассказать НЕ СКУЧНУЮ, НО ПОУЧИТЕЛЬНУЮ историю. Напомнить, как важно пробуждать чувства добрые и милость к падшим призывать...

А тема эта современным театром почти не разрабатывается - говорят: "Зрителю не надоть!"

В Тобольском драматическом прошло два спектакля "Не жалею, не зову, не плачу...". Я видел реакцию зрителей - и слезы, и тишину, и аплодисменты...

Так говорите: "Не нужно"?.. Чушь!.. Необходимо.


Hosted by uCoz