"Мир, как мы его знаем"

Газета «Тюменская Область Сегодня»
Артем КРАЕВ
20 июня 2006 года

«Что год грядущий нам готовит, чем век прошедший нас пленил…» Об этом и многом другом рассказывает Сергей Радченко – директор театра, претендующего на звание старейшего в России.

З
авершающийся сезон был юбилейным, ведь он посвящен 300-летию с начала театральных представлений в Тобольске.

– Этот год стал для нас чрезвычайно плодотворным и сложным, у нас состоялось девять премьерных спектаклей высокого уровня. Кроме того, была разработана концепция театра как культурного центра малого города, который вынужден создавать культурную среду, чтобы быть востребованным зрителем. Ситуация такова, что сегодня ты должен стать нужным прежде всего самому себе и тогда найдутся люди, которые тебя полюбят.

Прежде всего хотелось бы отметить премьеру спектакля «Игроки», который вывел нас на новый уровень и позволил говорить о качестве нашего театра.

Многие труппы сейчас упрекают в том, что они заигрывают со зрителем и переходят из сферы искусства в сферу обслуживания. Перед нами стояла задача сделать постановку в лучших традициях русского реалистического театра. Думаю, нам это удалось, что подтвердили удачные гастроли в Москве на фестивале театров из малых городов России. Он закрывался нашими «Игроками».

Продолжается работа по исследованию истории театра, каждый месяц приносит новые открытия. Недавно мы узнали, что одна из московских газет середины XVIII века сообщала об открытии в Тобольске театрального зала, где «давали трагедию и комедию» в честь празднования очередной победы в очередной войне. Театр существовал здесь все 300 лет как общественный институт и менялся в соответствии со временем: был церковным, семинаристским, школьным, его представления были открытыми, а участники спектаклей получали жалование.

Это относится к первым признакам профессионализации, и в консистории сохранились ведомости, подтверждающие сей факт. Уникальным документом, которого нет ни в одном российском театре, можно считать и договор труппы с хозяином тобольского театра на 1800 год.

Важно и то, что в связи с принадлежностью к театру по-новому зазвучали фамилии известных тоболяков. Прежде всего, Знаменского – как одного из учредителей театрального общества, актера, который ставил «живые картины» и писал декорации. Депутат IV Государственной Думы от Тобольска Алексей Суханов был активным участником театрального общества, участвовал в спектаклях. Он инициировал строительство Народной аудитории, под его руководством собирались средства на знаменитый Тобольский теремок.

Суханов известен как редактор «Сибирского листка», где печатались его рецензии на театральные спектакли. Множество людей по всей стране было так или иначе связано с Тобольским театром. Большим откровением стали недавние гастроли Львовского театра имени Зеньковецкой, который эвакуировали в Тобольск после нападения фашистской Германии. До сих пор живы люди, у которых тогда жили артисты, и те, кто приходил на спектакли во время войны.

Многие приносят в театр старые программки, фотографии, другие экспонаты будущих выставок. Так состоялось возвращение художника Геннадия Кустова, вдова которого подарила театру его архив с макетами декораций и костюмов. Знаковой для нас стала и выставка Бориса Александрова, который работал главным художником театра 40 лет назад, еще при Абдулове. В архивах театра найдены его эскизы и рисунки, очень точно передающие атмосферу того времени.

Уже завершились традиционные для нас летние гастроли по Западной Сибири, которые регулярно проходят с 1945 года. Театр посетил Уват, Туртас, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск и Тюмень, принял участие в фестивале «Ирбитские подмостки», посвященном 375-летию города и 160-летию со дня первых театральных постановок в Ирбите. Между прочим, в российских малых городах с дореволюционных времен сохранилось всего 16 театров. Этот региональный фестиваль собрал театры Уральского федерального округа и Пермского края. У нас была хорошая возможность показать себя на чужом зрителе, сверить свое творчество с творчеством коллег, понять, на каком уровне ты находишься.

А играли мы «Очень простую историю» режиссера Валерия Медведева, который в свое время приехал в Тобольск из Ирбита.

Закрывать сезон, как и в прошлом году, будем премьерой в день города, новым проектом, пьесой Алексея Козырева «Не жалею, не зову, не плачу». Отметим, что это дебют драматурга, а право первой постановки принадлежит тобольскому театру. Пьеса показалась актуальной именно для нашего города, в ее основе документальные материалы, а сюжет построен на заседании комиссии по помилованию.

В пьесе разбирается дело Есенина, однофамильца великого поэта, стихами которого автор наполнил текст. Идет игра на созвучиях, ассоциациях… Герой пьесы, несовершеннолетний парень, совершил преступление, убив двух человек, и написал прошение о помиловании. Детективная история, интересная для нас социальным звучанием, темой, которую мы хотели бы предложить тоболякам.

В Тобольск ссылали не только декабристов, и то, чем Австралия была для Англии, тем для России была Сибирь. Уголовно-криминальная тема очень жизненна для Тобольска, достаточно сходить в тюрьму, которой сейчас пугают туристов, это действительно страшно и бьет по сознанию, за-ставляет вернуться к очень жестокой действительности. Пьеса «Не жалею, не зову, не плачу» может стать поводом для полемики, размышления и сопоставления. Насколько востребованно сегодня понятие милосердия? Готовы ли мы понимать чужую жизнь? Много ли в сегодняшнем мире людей, способных судить не умом, а сердцем?

С помощью нашего спектакля мы хотим понять, есть ли в обществе люди, готовые жертвовать собой для того, чтобы человек оставался человеком.

Сейчас главная проблема общества – равнодушие, единственное спасение от которого — стараться быть нужным себе и тем, кто рядом с тобой. Мир в конце концов оказывается таким, каким ты его себе представляешь. Он ни плохой, ни хороший. Позиция нашего театра и всех, кто в нем работает, в том, что жизнь гораздо лучше, чем мы думаем о ней.


Hosted by uCoz