ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО ПОХОЖЕ НА ВСЕ ЦАРСТВА МИРА

Московский Комсомолец
Елизавета ГАНОПОЛЬСКАЯ

На гастроли в Тюмень тобольский драмтеатр привез в числе других спектаклей премьеру "Конек-Горбунок".

Это пятая постановка ершов-ской сказки в тобольской "драме". Если кто-то ожидал, что в честь 300-летия театра и 190-летия Павла Ершова будет сотворено нечто эпохальное, то ошибся. Спектакль Алексея Молостова (Москва) похож на развеселый, разудалый балаган. Ведущий - сам Ершов (Олег Исаков), ему помогают Шут (Константин Антипин, Анвар Гумиров), Василиса (Татьяна Адрианова, Елена Воро-нович) и Юродивый (Олег Пешков). Жар-птицы танцуют канкан, вскидывая ножки в красных колготках, братья Данило и Гаврило напяливают клоунские парики и носы, царь подражает пахану в окружении свиты-братвы. И в музыке та же мозаика: Павел Жук и Алексей Навильников смешали русский фольклор, шаманские заговоры, уголовный шансон, самбу-мамбу и фуги Баха.
Публика, которая ищет и находит в постановках тобольского театра классическую драму, консервативна и, скажем прямо, невзыскательна, публика, воспринимающая спектакль только на уровне сюжета, была ошарашена "Коньком". В реакции зала сквозило недоумение. "Чо к чему?" - не выдержала девица позади меня. "Это же аллегория!" - объяснила ей более просвещенная подруга. До слова "аллюзия" они не добрались.
Иначе встретили "Конька" зрители, привитые хулиганскими постановками Александра Горбаня, в первую очередь "Ревизором": ревниво отметили, что стилистика постановки Молостова очень напоминает горбаневскую, не говоря уже о сценографии Алексея Паненкова, главного художника тюменского драмтеатра, виртуоза контаминации.
Как бы ни судила публика, "Конек-Горбунок" - поворотный момент в истории тобольского театра. Актеры получили карт-бланш, резвятся как жеребята, с удовольствием демонстрируя достоинства. Недостатки, впрочем, тоже заметны.
Молостов точно распределил роли. Конька-Горбунка играет заслуженный артист РФ Николай Макаренко, Ивана - Левон Допуа, Царь-Девицу - Анастасия Козлова. В роли главного интригана и завистника, Спальника, занят Константин Орлов, многообещающий молодой артист. Конек похож на слугу из комедий дель арте. Иван - честный симпатичный парень, и, конечно же, он совсем не глуп. Царь-Девица миловидная, крепко сбитая, совсем юная, привязана к маме Луне (красавица Лиана Токарева) и папе Месяцу (удивительно органичный во всех эпизодах Евгений Пономарев). Сцена в небесном царстве напоминает волшебную лунную сказку, сон. Собственно, весь "Конек" соткан из небылиц и сновидений, и этим оправдана эклектика постановки, переплетение архаичного и современного, бытового и абсурдного. Уместно все, вплоть до микрофонов, которые из простой забавы, подражания эху, превращаются в "жучки".
Самый сильный эпизод венчает первое действие: царь получил донос на Ивана, Ивана пытали, выбили нужное согласие, и он в полубреду видит, как сквозь дырочки в полу прорастают крохотные перышки, они дрожат, словно кто-то водит неверной рукой, и детский голос, чуть срываясь, читает текст "Конька" заново. Было у Петра три сына, старший умный был детина, средний был ни так ни сяк, младший вовсе был... И младший, скрученный болью прозрения, кричит: "Дурааак!".




Hosted by uCoz