"Старейшему театру Сибири - 300 лет"

ИА «Тюменская линия» прошла интернет-конференция директора Тобольского драматического театра имени П.П.Ершова Сергея Радченко
20 Декабря 2005 г.





Аудио-версия

Текстовая версия интернет-конференции:

Юлия Бурова, ведущая:
— Добрый день, дамы и господа, уважаемые пользователи сети Интернет! Сегодня на сайте информационного агентства «Тюменская линия» пройдет интернет-конференция директора Тобольского драматического театра имени Ершова Сергея Радченко. Тема нашей беседы — 300-летний юбилей тобольского театра, который отмечался в минувшие выходные. Мы проводим эту конференцию в рамках реализации гранта губернатора — «Тобольск духовный».

Сергей Владимирович ответит на вопросы посетителей нашего сайта в режиме реального времени. Эти вопросы поступали на наш адрес в течение недели, могут поступать и в процессе нашей беседы.

Наша конференция доступна для пользователей сети в звуковом варианте в режиме реального времени. Посетители сайта «Тюменской линии» могут также наблюдать видеоизображение, так называемое слайд-шоу.
Разумеется, пользователи Интернета смогут ознакомиться и с текстовой версией, которая появится на сайте по мере расшифровки звука.

Как прошел юбилейный сезон, посвященный 300-летию театра? Расскажите о праздничных мероприятиях, посвященных этому событию. Они уже закончились или можно ждать продолжения? Юлия, Тюмень

Сергей Радченко:
— Программа юбилейных мероприятий была рассчитана более, чем на год. Старт был дан в ноябре прошлого года, премьерным спектаклем «Театр. Шум за сценой». В течение года реализовывалась программа, которую мы условно назвали «Три века тобольской сцены». Она включала в себя три направления: укрепление материально-технической базы, производственно-творческие вопросы и работа со СМИ. Если говорить о творческих моментах, то это премьерные спектакли, гастроли театра. В этом году первой состоялась премьера спектакля по пьесе Горина «Забыть Герострата», затем тоболяки и гости увидели спектакль «Игра воображения». Согласитесь, театр ведь тем и отличается, что основные наши мероприятия — это постановка спектаклей.

Необычным, на мой взгляд, был март месяц. Тогда мы отмечали международный день театра и день рождения Петра Ершова. Мы поставили к этому дню сказку «Конек-Горбунок» на родине автора в Ишиме. Затем 6 марта спектакль увидели тоболяки. Во время проведения декады тобольского театра в Тюмени, мы открывали гастроли именно этим спектаклем. Затем очень трогательным и волнующим временем для нас был май месяц, связанный, безусловно, с 60-летием победы. Театр для гостей города и тоболяков подготовил необычную премьеру. Прежде всего, это спектакль <Прощание славянки>, в нем события разворачиваются в июне 1945 года, в день, когда на Красной площади проходит парад победы, а события происходят в Сибири, когда офицер возвращается домой. Этот спектакль мы посвятили работникам театра, ушедшим на фронт. Из тобольского театра 38 человек ушли на фронт в первые годы войны, 8 из них уходили добровольно, некоторые не вернулись. В мае этого года мы пригласили ветеранов города на спектакль-концерт <Опять весна на белом свете>. Перед спектаклем играл духовой оркестр и все танцевали. А потом в малом зале состоялось выступление.

Еще один спектакль <Прощай, конферансье>. Он был поставлен при поддержке администрации города, и был посвящен 60-летию Победы, но там события развиваются в начале 1942 года. Вообще, эти майские дни были очень трогательными. Чувствовалось какое-то необычное душевное единение.

Не менее дорог нам был и визит львовского театра имени Марии Заньковецкой. Этот театр в годы войны находился в эвакуации в нашем городе. Они в этот юбилейный год привезли нам несколько спектаклей. Интересно, что в Тобольске нашлись люди, которые видели спектакли в годы войны. Они собрались, делились впечатлениями о спектаклях военного времени. Это было очень трогательно.

Если переходить к событиям 300-летней давности, то история тобольского театра началась в 1705 году. 22 мая в летописи появляется первое упоминание о событиях театральной истории города. Тогда играли комедию. В это же время и начался спор — богоугодное это дело или нет. В пользу первого свидетельствует факт того, что у истоков тобольского театра стоял митрополит Тобольский и Сибирский Филофей Лещинский. Под его руководством разыгрывались театральные сюжеты на библейские темы. Это были общедоступные мероприятия, которые представлялись на Соборной площади. Сам владыка собственноручно бил в колокола, созывая народ на начало театральных представлений.

К нашему юбилею мы приурочили и открытие сайта нашего тобольского театра. Мы сделали это в мае 2005 года. Наш театр принимал участие и в праздновании дня города. Именно поэтому мы необычайно поздно — в июне закрывали прошлый театральный сезон. Тогда же мы и награждали актеров за лучшие роли.

С 300-летием тетра связано необычайно раннее по нашим меркам открытие сезона. В этом году это произошло в сентябре.

Вообще, юбилей театра вобрал в себя огромное количество событий, каждое из которых могло быть поводом для юбилейных торжеств. Возвращаясь к истории, следуют отметить, что в сентябре 1885 года — начались собрания тобольского драматического общества. В честь этой даты мы сыграли спектакль по пьесе Островского «На бойком месте». Вы представляете, этот спектакль был поставлен впервые на тобольской сцене в 1872 году. Одну из главных ролей — Бессудного исполнял Михаил Знаменский, известный художник, один из основателей тобольского драматического общества.
В 1900 году на сцену тобольского теремка» вышла профессиональная труппа. 60 лет назад состоялись, ставшие в последствии ежегодными, первые водные гастроли театра по Тюменской области.

В этом сентябре у зрителей была возможность посмотреть, с какими спектаклями мы подходим к юбилею. У нас был парад спектаклей прошлых лет. 50 лет назад широко отмечалось 250-летие тобольского театра и удивительно и приятно, что на 300-летии театра, присутствовало много тех, кто 50 лет назад был на этих мероприятиях и поздравлял театр.

Уважаемый Сергей Владимирович, Вы все-таки актер, а уже потом директор, или менеджер в Вас уже доминирует? Виталий, Тюмень

Сергей Радченко:
— Нет, я, прежде всего актер безусловно, это моя основная профессия. Вы знаете, это наверно, традиция, когда во главе Тобольского театра стоят актеры. В свое время в 1802 году актеры Возницин и Ушаков откупили театр с правом управлять им. Два актера, они взяли ответственность за судьбу театра, и с тех пор вот так и происходит, в составе дирекции Тобольского театра, в первую очередь, входят актеры.

Рассматривается ли вариант восстановления сгоревшего здания театра? Насколько я знаю, раньше на это даже собирались деньги, был открыт специальный благотворительный счет — но куда они потом исчезли неизвестно. Андрей Михайлович, Тюмень

Сергей Радченко:
— В президентскую программу и в программу развития Тобольска в перспективе включена строка восстановления Тобольского театра. Буквально в 2006 году начнутся проектные работы, и я надеюсь, что театр будет восстановлен. К этому все идет, так складываются предпосылки, я думаю, это вполне реально.

Что вы делаете по привлечению молодого зрителя в театр? И вообще собирают ли спектакли в Тобольске полные залы? Иван, Тюмень

Сергей Радченко:
— Мы стараемся честно работать, честно, добросовестно и по-настоящему. Ведь молодежь верит не словам, а поступкам. Если это убедительно, молодые люди приходят в театр. Молодежь является своеобразным театральным барометром. Если молодежь потянулась в театр, значит театр настоящий. У нас проходят творческие встречи со студентами, учащимися школ. Мы обсуждаем спектакли. Особенно мне нравится, когда молодые люди приходят с родителями. Как ни странно, приходят не только ребята со своими девушками, но и приглашают своих родителей, бабушек и дедушек — получается такая перекличка всех поколений. Ведь Тобольск в этом отношении удивительный город.
Спектакли, особенно премьерные, собирают полные залы. Если говорить конкретно о 2005 годе, то за этот год в городе с населением сто тысяч человек наши спектакли посмотрели 35 тыс. зрителей только в театре.

Вы довольны качеством спектаклей, уровнем работы театра? только честно! Изменились ли ваши взаимоотношения с коллективом с переходом на новую должность, критерии оценки «нужности» людей, ведь не секрет что творческие люди бывают очень неуживчивыми, скандальными … может лучше менее талантливые, но зато тихие … Алиса, Тюмень

Сергей Радченко:

— Вот с последним утверждением я категорически не соглашусь. Неуживчивость и скандальность — распространенные стереотипы. Если человек творческий и по-настоящему талантлив, его различные скандалы меньше всего заботят. Меньше всего заботит привлечение к себе внимания через скандал и эпатаж. Как правило, талантливый человек — мудр. Он растворен во времени и в пространстве и его сиюминутность заботит меньше всего. Самое главное для него — творчество, самоотдача, нацеленность на результат. Чем отличается русский реалистический театр? Репертуарный российский театр является достижением. В этом театре актер проживает свою роль, не прикидывается, не претворяется, а изображает. Настоящее театральное искусство — правдиво, без обмана, искреннее. А искренний человек не может быть злым и скандальным.
Мои отношения с коллективом не изменились, когда я стал директором. Я стал более ответственно подходить к коллегам. Если раньше мы общались как друзья и товарищи, то сейчас я чувствую ответственность за их личную и актерскую судьбу, за то, как сложится их быт, жизнь. А труппа у нас очень хорошая. Было приятно, когда коллеги из театров, которые приехали на юбилейные торжества, посмотрели спектакль, юбилейный вечер, с удовольствием поздравили наш театр. Их поразила пластичность, подвижность артистов труппы, отдача зрителю. Согласен, не все спектакли качественные, но есть спектакли в нашем репертуаре, которые являются камертоном, как в музыке, которые определяют планку театра. Это, прежде всего, спектакли по пьесам Г.Горина, <Забыть Герострата>, <Прощай, конферансье>, <Конек-горбунок> по сказке Ершова и <Игроки> по Гоголю.

Мы долго искали пьесу, которая могла бы стать эксклюзивным подарком тоболякам. То есть нам хотелось поставить в юбилейный год спектакль из классического репертуара с тем условием, чтобы он ни разу до этого не шел на тобольской сцене. Это чрезвычайно трудно. У нас уже поставлен весь Островский и театр можно с полным правом назвать, как и Малый театр в Москве, <Домом Островского>. Островского любили и любят в Тобольске и сейчас. У нас идет <Поздняя любовь>, <На бойком месте>. Последний спектакль свидетельствует об уровне Тобольского театра. Неслучайно этот спектакль идет на тобольской сцене более 100 лет.
Итак, в юбилейный год мы выбрали классический спектакль — <Игроки>. Сейчас идет оживленная дискуссия по этому поводу, и нам было приятно, когда на премьеру спектакля «Игроки» приехали наши коллеги из тюменского театра, актеры и журналисты.

Часто ли в театре меняется состав. Каким должен быть человек, чтобы остаться? И кого бы вы сейчас с удовольствием приняли в труппу? Виталий, Тюмень

Сергей Радченко:

— Сейчас ситуация во всех российских театрах стабилизировалась. Мы живем во время не склонное к кочевому образу жизни — человек прирастает к тому месту, где он вырос, родился. Наверно, человек должен быть влюблен в театр, чтобы остаться в нашей труппе, у него должны быть горящие глаза, а не самоуверенный, многознающий взгляд. Как сказал Мейерхольд, никогда не станешь мастером, если не научишься быть учеником. Каждый спектакль — это новая дверь в новый мир. И мир с другими открытиями. Каждый автор, каждый спектакль — это другая вселенная. И, наверное, этим театр привлекает. И привлекает актерская профессия. Я бы с большим удовольствием взял в труппу ребят молодых после окончания училища или института, у которых горящий взгляд, которые готовы свернуть горы и сделать имя в театральном искусстве.

Зашла на ваш сайт, и у меня сложилось ощущение, что у вас вся труппа — как семейный клан, судя по обилию одинаковых фамилий. Это так? Вика Ветрова, Ханты-Мансийск

Сергей Радченко:

— Вот до этого вопроса я никогда об этом не задумывался. Театр вообще большая семья, она живет по-разному, но проще жить в театре, если люди в семье занимаются одной профессией. Тогда не надо много объяснять. Театр — особый мир. Как в обществе существуют страты, которые мало перемешиваются. Театральный мир очень узок. Даже в масштабах страны и мира. Все равно не только родственника, но знакомых мы найдем в любом театре России. Все друг друга знают. В Тобольском театре работают братья, сестры, мужья, жены, дяди, племянники. Так сложилось. Хороший вопрос, спасибо (улыбается).

Скажите, есть ли у ваших актеров поклонницы и поклонники? И как они себя ведут? Галина, Тобольск

Сергей Радченко:

— Да, поклонницы и поклонники приходят на все спектакли, там, где играют их любимые актеры. У нас есть книга отзывов, даже две, где зрители оставляют свои впечатления о спектакле, об актере. Они встречают своих любимых актеров у служебного входа, просят автографы, просят сфотографироваться, приносят цветы. У каждого театра есть свои поклонники.

Есть ли в планах проведение в Тобольске кино и театральных фестивалей, таких как в Ханты-Мансийске «Дух огня»? «Чайка»? Если бы вам предложили организовать такое мероприятие, то каким по духу и формату он бы был? Виктория, Тюмень

Сергей Радченко:

— Я 10 лет работал в детской театральной самодеятельности, в детской театральной студии в гимназии. Если говорить о переходе к профессиональному театру, то мы проводили сначала городской театральный фестиваль детского творчества «Радуга талантов», потом он стал областным, региональным, затем всероссийским. Теперь этот фестиваль проходит в Тобольске один раз в два года. Мы приглашаем на него детские коллективы от Алтая до Поволжья.
А если говорить о фестивалях профессиональных, таких как «Дух огня», «Чайка», то это прежде всего огромные финансовые средства. Ведь чтобы провести фестиваль, нужно полностью брать затраты на себя, находить учредителей. В мечтах и планах я очень надеялся, что в юбилейный год удастся провести фестиваль старейших театров России. Но когда мы подали заявку в Министерство культуры, то нам сказали, что мы чуть-чуть опоздали. Такой фестиваль уже проводится в Калуге. Они берут пласт областных театров. А театры городские и районные не участвуют. Таких театров осталось всего 14 в России. Эти театры перешагнули 100-летний рубеж: Ирбит, Шадринск, Вышний Волочек, Тобольск. Мне было интересно, как сегодня они живут, за счет чего они живут? И когда приехали коллеги из этих театров, то посмотрели спектакли и говорили нам: «Как вас любят в городе, в области».

Сергей Владимирович, чем, на ваш взгляд, интересен ваш театр? Как формируется его репертуар? Тобольск хотят сделать туристическим центром, чем вы готовы удивить гостей древней столицы Сибири? Виктор, Тобольск

Сергей Радченко:

— Мне немножко досадно бывает, когда те люди, которые приезжают в Тобольск, говорят: «Мы не ожидали от Тобольского театра такого уровня игры». А почему не ожидали? Привыкли, что если провинция, то средний уровень, близкий к самодеятельности. Ничего подобного. У нас профессиональный и талантливый коллектив. Интересные спектакли, которые с гордостью можно вынести на столичную сцену. Когда туристы приезжают, то они приходят на спектакли Тобольского театра и оставляют свои отзывы в книге отзывов. Там есть записи не только на русском языке, но и на английском и немецком. Зрители приезжают из Омска, Нефтеюганска, Екатеринбурга, Москвы.
Яркий показатель: московские критики, которые приехали на Ершовский фестиваль, были удивлены и поражены. Мы готовы удивлять. А что касается туристического центра. Когда в 1800 году немецкий драматург Август Коцебу приехал в Тобольск, то на тобольской сцене шли пять его пьес. Вы представляете, приехал человек из Германии, и увидел спектакли, поставленные по его пьесам.
Особенность и изюминка Тобольского театра — это краеведческая тема, местная. Не случайно театр носит имя Петра Павловича Ершова. Это, прежде всего — его сказка «Конек-горбунок» и его драматургия. На сцене театра идет спектакль «Суворов и станционный смотритель», жанр, которого определил сам автор как драматический анекдот. «Станционный смотритель» — спектакль, который по соображениям цензуры был запрещен, однако в Тобольске его поставили. Сейчас этот спектакль могут посмотреть и туристы, и гости нашего города. И много таких моментов.
В свое время театр обращался к теме о Филофее Лещинском- первокрестителе Тобольском и Радищеве. Всем известен эпизод из театральной истории Тобольска и биографии Радищева — когда он проезжал через Тобольск к месту ссылки в Илимский острог. Он остановился в Тобольске и смотрел спектакли Тобольского театра «Мельник — обманщик, колдун и сват» и спектакль о Екатерине II.
Театр поставил спектакль на краеведческом материале — «Узники дома свободы» о семье Николая II, есть у нас постановки и о декабристах. Эта краеведческая тема интересна всем. Наша задача — возвращать забытые и полузабытые имена, которыми мы по праву можем гордиться.

Что вы, директор и актер тобольского театра, вкладываете в понятие «культурный центр города»? Чем вы гордитесь больше всего? Елена, Тюмень

Сергей Радченко:

— Театр в малом городе, это, прежде всего, центр культурной жизни. Это место, где встречается искусство — искусство театра, искусство музыки, искусство живописи. У нас разработана целевая комплексная программа «Театр, как центр культурной жизни города». Она включает в себя несколько направлений, и реализуется уже на протяжении всего юбилейного года.
Это выставки работ тобольских художников. Выставка «Храмы Тобольска», на которой представлены изображения храмов Тобольска как сохранившихся, так и не дошедших до нашего времени. Это выставка детских рисунков, посвященных сказке «Конек-Горбунок», это городская выставка детского рисунка была открыта в рамках проекта «Три века тобольской сцены», посвященная 300-летию театра.
Это и открывшаяся 7 декабря выставка тобольских художников, посвященная Михаилу Знаменскому — художнику, этнографу, карикатуристу, актеру и одному из основателей Тобольского драматического общества. Более 60 работ было представлено на этой выставке, начиная от тобольской резной кости, графики, живописи, фотографии и деревянной резной картины. Таким образом, выставки стали традиционными.

В театре перед каждым спектаклем проходят выступлении артистов ансамбля русских народных инструментов, замечательно, что музыканты откликаются на наши просьбы, зрителей встречает живая музыка. Звучит на тематических спектаклях и мероприятиях духовой оркестр. Мы проводили концерты бардовской песни, авторской песни, презентации диска Ирины Долматовой. Мы собирали концерт бардовской песни «Давай с тобой поговорим» в поддержку ребят, которые отправлялись на фестиваль бардовской песни.
Совместно с музеем-заповедником мы придумали социокультурный проект «Любимый город», рассказывающий о людях Тобольска. И я счастлив, что мы успели рассказать о поэтессе Светлане Соловьевой, еще когда она была жива. Мы рассказали о ней, ее творчестве, ее дочь пела песни на ее стихи. Вообще, самое важное для меня, что перед спектаклями нашего театра звучит звонок на тему песни «Юности моей колокола» — это гимн нашего города, нашего города написанный Александром Морозовым на стихи Светланы Соловьевой. Все эти мысли вкладывались в концепцию проекта «Театр, как центр культурной жизни города». Вот такие акции интересные мы устраиваем и, конечно же, рассказываем о тех людях, которые живут в Тобольске, и которыми славен наш город.

Расскажите о гастрольной политике театра. Есть ли проблемы у театра с гастролями? Кого вы ждите на своей сцене в ближайшее время и куда собираетесь сами? Ольга Михайловна

Сергей Радченко:

— Я счастлив, что за этот год нам удалось многое показать тоболякам. У нас гастролировали все тюменские театры. У нас гастролировали тюменский Театр кукол, тюменский театр драмы, театр «Ангажемент». Состоялись гастроли оренбургского театра, маленькие зрители увидели спектакли театра «Гулливер». В наших планах, я надеюсь, они осуществятся, это гастроли самого молодого театра тюменской области — Сургутского музыкально-драматического театра. Директор театра приезжала к нам на юбилей и привезла замечательный подарок от Сургута, от руководителя департамента культуры, от мэра города. Наши города дружат, и, я думаю, будут дружить и театры.

Мы с большим удовольствием вспоминаем гастроли на север нашей области. Ведь впервые театр отправился по Оби и Иртышу 75 лет назад — в 1930 году на пароходе «Москва» тобольский театр впервые отправился на эти гастроли. И с тех пор стал самым гастролирующим, водным (его так и называли — «плавучий театр»), у театра был даже собственный теплоход «Аркадий Гайдар». Нас очень любят в Нефтеюганске. Очень тесная дружба нас связывает с Ишимом, конечно же, с Тюменью. Вот буквально 29–30 ноября мы были в Тюмени и привозили спектакль «На бойком месте». И впереди, я думаю, гастроли в Тюмень, и тьфу-тьфу-тьфу, гастроли в Петербург. Есть, что показать, есть, что представить на столичной сцене.

Сейчас очень много разговоров о театральной реформе. Как Вы к ней относитесь? И будет ли она полезна для провинциальных театров?Константин, Тюмень

Сергей Радченко:

— Разговоров о театральной реформе много. Мне б хотелось, чтобы эти разговоры шли вместе с делами. В этой связи я считаю, что лучше быть первыми, потому что у первых впереди большая перспектива. Театры тюменской области входят в правовую форму автономной некоммерческой организации, например — АНО «Тобольский драматический театр им. П.П. Ершова». Без государственной поддержки театру в малом городе прожить невозможно. Но у нас есть хороший учредитель — это Тюменская область в лице комитета по культуре. Безусловно, это основа развития тобольского театра. Наш театр сейчас конкурентоспособен, он успешен и он интересен. В реформе надо быть впереди.

Можно ли увидеть ваших актеров где-либо еще кроме как на сцене тобольского театра? Тюменские актеры довольно часто мелькают на ТВ, радио и в клубах, о ваших такого не скажешь. Почему? Вы жесткий руководитель и не разрешаете им этого делать или их не приглашают? Екатерина Истомина, Тобольск

Сергей Радченко:

— Наоборот, я стал получать слишком много упреков, что я слишком мягкий руководитель. Я считаю, что лучше в кинематограф приходить всерьез и надолго. Это другой образ жизни, абсолютно, на это нужно положить жизнь. При этом жить нужно либо в Москве, либо в Петербурге, чтобы заявить о себе в хорошем, серьезном кино. Либо приходится мелькать. Если у актеров такие проекты возникают, я их спокойно их отпускаю. Я сам актер, я понимаю, что это значит. Даже сериалы намного выигрышнее, чем выход на сцену. Это реальность.

Какие у Вашего театра взаимоотношения с актером Александром Абдуловым? Ведь когда-то его отец был режиссером тобольского театра и даже Абдулов, по-моему, родился в Тобольске? Анна, Тюмень

Сергей Радченко:

— Он родился в Тобольске в 53-м году. Потом семья переехала в Фергану (Узбекистан). Конечно, что может помнить 3-хлетний мальчик о нашем городе? Я по себе сужу, я родился в городе Фурманове Ивановской области. Меня оттуда увезли когда мне был 1 год. Я думаю, сейчас Абдулову было бы интересно приехать, и не только в память об отце и на торжественное открытие мемориальной доски, но еще и посмотреть, что в этом городе происходит. В последнее время мы вели переговоры с директором Александра Абдулова. Можно даже было бы сделать не частный визит, а привезти спектакль с его участием, я считаю, это было бы интересно и тюменцам, и тоболякам.

Юлия Бурова:
— К сожалению, наша встреча завершается. Сергей Владимирович, у вас есть возможность обратиться к посетителям сайта ИА «Тюменская линия».

Сергей Радченко:
— Я был очень рад тем вопросам, которые поступили в адрес агентства <Тюменская линия>, замечательно, что вы придумали такой проект как интернет-конференции, он действительно очень интересен. Категория этих вопросов — очень заинтересованная, а не просто формально равнодушная. Люди действительно интересуются, а что происходит в театре, что происходит в Тобольске. И мне вот этот интерес очень важен, ведь мы очень пристально вглядываемся в тех людей, которые приходят в зрительный зал, спектакль рождается только тогда, когда появляется зритель. Не актер, который играет спектакль, он самодостаточен в этом отношении — нет четвертой стены как таковой, а спектакль рождается только тогда, когда кто-то смотрит со стороны, извне. Мне очень приятно, когда люди отмечают, что театр — это не только место, где можно время провести, организовать свой досуг и как-то развлечься, а вместе с актерами прожить какой-то остаток жизни своей. Меня очень радует, что спектакли вызывают неподдельный, живой интерес, и не только актерская игра, хотя у нас действительно очень хорошие, теплые спектакли, но и неподдельный, интерес человеческий интерес к театру.

Юлия Бурова:
— Мне всегда было интересно — а актеры видят глаза людей во время спектакля? Наблюдают за реакцией зрителей?

Сергей Радченко:

— Не всегда. Если это выстроено режиссером а-порте, раньше это было в классическом театре — вы играем, общаемся, а потом напрямую обращаемся к зрительному залу, к публике — тогда конечно глаза видны. Есть понятие <четвертой стены>, когда общение происходит здесь, и нет влияния со стороны зрителей. Но все равно это ощущение власти, власти и управляемости зрительного зала — это ни с чем не сопоставимое чувство и непередаваемое оно только на уровне каких-то глубинных ощущений. Зрительный зал это понимает и ведется. Или если это малый зал, когда действительно запланировано прямое общение со зрителями, когда идет апелляция к зрителю. К примеру, так происходит в спектакле <Игроки>. Когда закончился спектакль, актеры выходят на поклон, и каждый обращается к конкретному зрителю, но это уже не спектакль, это уже поклон, это то, что осталось за спектаклем, за сценическим действием, но, тем не менее — спектакль продолжается. Вот там идет прямой диалог со зрителем — каждый актер ищет глаза зрителя в зрительном зале. Такие моменты есть.




Hosted by uCoz