ДОРОГА К ХРАМУ
попытка театрального размышления на вечную тему в двух актах с прологом и эпилогом

СИБИРСКАЯ ПАНОРАМА
16 декабря 2004 года.
Дмитрий Карасиер

Григорий Горин автор  пьесы - Забыть ГеростратаПРОЛОГ
В 1970 году вышла в свет пьеса. "Забыть Герострата", автор которой - Григорий Горин - был к тому времени уже широко известен как интересный писатель-юморист. Через два года пьеса обрела сценическое воплощение, и театральный мир всерьез заговорил о Горине-драматурге. И были затем "Тиль", и "Тот самый Мюнхгаузен", и "Дом, который построил Свифт", и "Поминальная молитва", и "Чума на оба ваши дома", и "Кин - IV". Было содружество с Марком Захаровым. Были киноработы, принесшие всенародное признание. В 2000-ом году шла работа над новой пьесой, но историю про шута Балакирева Григорий Горин завершить не успел.

ПЕРВЫЙ АКТ
Тобольских приверженцев и ценителей театра изрядно порадова-ло известие о том, что в репертуаре появится имя самого значи-тельного российского драматурга современности. Художественное руководство заявило к постановке раннюю пьесу Горина "... Забыть Герострата", и выбор сей показался весьма закономерным... В четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе был сожжен храм Артемиды. Сто двадцать лет строили его мастера. По преданию, сама богиня помогала зодчим. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Толпы людей со всего мира стекались к его подножию, чтобы поклониться богине и поразиться величию дел человеческих. Храм простоял сто лет. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды". Эту историю Автор рассказал нам тридцать четыре года назад... Помнится, тогда имена разрушителей Храмов высекались золотыми буквами на памятных досках. В те времена мы ничего не знали о таких понятиях, как пиар, Чудо света - храм Артемиды в Эфесе политтехнологии, шоу-бизнес и олигархия. В пьесе "семидесятого года рождения" ярко показаны явления, которыми мы с вами сполна имеем возможность "насладиться" сегодня - в 2004... во имя достижения своей цели "древний грек" идет на, казалось бы, бессмысленную жестокость, но: в этом поступке есть свой страшный умысел. Это вызов людям... Вызов, в чем-то предвосхитивший действия благообразного бородача Бен Ладена. Делай что хочешь, Богов не боясь и с людьми не считаясь, провозглашает Герострат, и в этих словах есть страшная сила. Персонаж пьесы - Человек театра, обращаясь к эфесскому судье Клеону, предрекает: 'Ты стоишь у истоков болезни, которая впоследствии принесла горе человечеству... Он был, есть и, к сожалению, будет рождаться вновь... И вспыхнут пожары, про-льется кровь, погибнут невин-ные..."

ВТОРОЙ АКТ
В Тобольске немало погибших (Храмов, и в их числе не только церкви... Безвозвратно утеряны многие "объекты", хранящие историческую память. "Славно потрудились" над этим местные "ге-ростраты", роковую роль сыграло и наше равнодушие. Спектакль стал не только реквиемом по утраченному, но и призывом к созиданию... Созиданию материальному, которое невозможно без возведения духовного Храма... Главным зодчим нового спектакля стала Женщина - Татьяна Захарова.
Женщины-режиссеры все активней осваивают пространство современного театра. Не берусь оценивать ситуацию в мировом масштабе, но нашему театру сотрудничество с "молодой женской режиссурой" похоже идет на пользу. Свежи еще в памяти зрителей впечатления от прошлогоднего "Еще раз про Л...", и вот... Вторая премьера юбилейного сезона вновь доверена женщине.
Будучи "немым соглядатаем" репетиционного процесса, я настороженно наблюдал за тем, как бродит по фойе среди хаоса предсезонных ремонтных работ "девушка-подросток". В ее глазах мне виделась растерянность, в поступках - отсутствие логики... Осилит ли сие создание с "детдомовской" стрижкой мощнейший горинский материал?.. Как справится "наивная девчонка" с непростыми характерами актеров?.. Каюсь... Задавал я себе такие вопросы... Зато теперь, смирив "мужской шовинизм", могу ответить на них во всеуслышанье: "Осилила"... "Справилась". В спектакле, конечно, есть недостатки и откровенные актерские неудачи, но это все же СПЕКТАКЛЬ... Не низкопробные потешки категории "Шуток в глухомани", но действо, которое хочется увидеть еще раз, о котором хочется написать именно "большими буквами" - СПЕКТАКЛЬ!
Очень часто театры, берущие к постановке пьесы Горина, невольно склоняются к "Ленкомовской" эстетике и пытаются создать яркие по сценографии, многонаселенные, насыщенные музыкой и спецэффектами спектакли. Чаще всего, "как у Марка Захарова" не получается... Создатели тобольского "... Герострата" пошли по иному пути. Сценическое оформление художника-постановщика Людмилы Грязновой предельно лаконично, и на его фоне ярче просматривается Человеческая составляющая древнего конфликта. Актеры - в греческих гемантиях, хитонах и туниках, но минимум грима и "повседневные" прически не дают нам забыть о том, что и сегодня среди нас те же "геростраты", "тиссаферны", "клеоны", "криссипы" и "клементины"... В "нашем" спектакле немало музыки. Музыки выразительной и разнообразной... МУЗЫКИ, ставшей еще одним "действующим лицом". Все вышеперечисленное, вкупе с нестандартным "режиссерским языком" и "этюдной формой" репетиционного процесса, помогло актерам ярче проявить свое дарование, а зрителям увидеть своих "добрых знакомых" в ином качестве.
После длительной череды запоминающихся, но эпизодических, ролей получил возможность "проявить себя" Василий Микульский. Режиссер доверила ему воплощение сложнейшего образа - человека, решившего бросить вызов богам... Герострат Микульского и Захаровой не просто банальный злодей и тщеславец. Разорившемуся торговцу и мелкому мошеннику нужна не только посмертная слава. Познав людей и приемы ма нипулирования толпой и сильными мира сего, Герострат жаждет реальной власти и... И только нож Клеона (арт. О. Пешков) помешал ему добиться ее. Кто знает, окажись в Германии тридцатых человек, подобный архонту Эфеса, и мир заблаговременно избавился бы от еще одного "тюремного писателя"...
Незабываемое впечатление осталось у зрителей от образа повелителя Эфеса Тиссаферна. Николаю Макаренко "не впервой" играть царей, но такого живого, трагикомического, НАСТОЯЩЕГО героя в личном репертуаре артиста, кажется, не было давно... Эфес-ский "оборотень в погонах" -Тюремщик, сыгранный Павлом Жуком, - также стал украшением спектакля. Не блестящей побрякушкой, но "качественным ювелирным изделием".
Драматург "внедрил" в среду исторических персонажей "гостя из будущего" - Человека театра. Он и "рассказывает" нам историю эфесских волнений 356 года до нашей эры. Режиссер сознательно усиливает роль Человека театра. По версии Захаровой и актеров Константина Орлова и Игоря Колдачева, этот персонаж вездесущ и всеведущ. Он проповедует Добро, но призывает к убийству. У его плаща два "крыла" - одно из них белое, но... он все же инфернален. Яркая роль и качественная работа актеров...

ЭПИЛОГ
Удар ножом прерывает череду подлостей, интриг и предательств... Эфесцы восстанавливают свое Чудо света... На сцене появляются "здания": храм Артемиды, небоскребы "близнецы", храм Христа-Спасителя... Старый тобольский театр... Это всего лишь макеты... Это Память... Это Урок... Это... еще одно напоминание о том, что мало только ЗАБЫТЬ... этого... как там его? Недостаточно и убить его... Каждый день, ежечасно и ежесекундно мы ДОЛЖНЫ "по капле выдавливать его из себя"...




Hosted by uCoz